Лекарство против страха
Если верить статистике, сегодня окружающий мир гораздо безопаснее для детей, чем 30-40 лет назад. Но каждый день из теле- и радиоприемников, со страниц газет и журналов, не говоря уж о соцсетях, на нас обрушивается лавина информации, от которой мы хотели бы уберечь своих детей. Новости о фактах жестоких убийств, насилия, школьной травли, природных и социальных катастроф, услышанные малышами, могут напугать их, травмировать детскую психику, особенно если дети видят, что и родителей эти новости заставляют переживать.

Маленькие дети воспринимают такие понятия, как время и расстояние, иначе, чем взрослые. Повтор одних и тех же кадров изо дня в день каждый раз кажется им «новой новостью». Что-то случилось далеко, а они думают, что рядом с ними и по всей стране. Дети обрабатывают события на своем уровне развития.
Разумеется, мы не можем не реагировать на плохие события. И как на них реагировать мы выбираем сами: бежать? спрятаться? притвориться, что всё не так плохо? или действовать, биться? Но дети могут ощущать совсем другое. Их может захлестнуть волна страха перед большими или даже экзистенциальными вопросами, которые они не могут понять в силу возраста. И именно взрослые обязаны дать ребенку ключи к пониманию страшных событий, чтобы помочь ему справиться с тревогой и неуверенностью, которые эти события приносят в юное сердце.
Какие же подходящие для возраста ребенка инструменты помогут утешить и обнадежить его, разобраться в эмоциях и создать «островки спокойствия», где он укроется от суровой реальности? Автор этой книги предлагает использовать самый базовый инструмент, который есть в нашем распоряжении – разговор. Одна из частей книги так и называется: «Важные разговоры». По мнению автора, детского и семейного психолога, умение слушать и говорить о важном – это ключ к воспитанию жизнерадостных, уверенных в себе и сострадательных детей, особенно в трудное время. Книга посвящена конкретному виду разговора, который поможет понять природу сильных и тяжелых эмоций, поможет справляться с ними и детям, и их родителям. И цель важного разговора не только в том, чтобы успокоить ребенка, но и в том, чтобы помочь ему понять: у человека есть выбор в том, как реагировать на собственные сложные чувства.
Автор рассказывает о чем, когда и как стоит говорить, а о чем стоит промолчать в зависимости от возраста и характера ребенка и приводит примеры разговоров о природных катаклизмах, военных конфликтах, школьной травле и социальном неравенстве. Каждая глава этой части книги посвящена конкретной теме: разговоры о насилии, беседы о стихийных бедствиях и глобальном потеплении, беседы об опасности технологий и проч. Примеры диалогов дают ориентир родителям, как можно говорить о сложных событиях и смешанных чувствах без страха навредить, расстроить или травмировать ребенка и как правильно объяснить происходящее с учетом его возраста и характера. Ведь мы не только хотим всеми силами удержать наших детей от беды, мы хотим, чтобы они чувствовали себя в безопасности, чтобы имели возможность исследовать окружающий их мир и наслаждаться им.
Когда мир кажется страшным местом. Как разговаривать с детьми о том, что нас пугает / Э. Гевирц / пер. О. Нужиной. – Бомбора, 2023
Другие статьи по теме:
- Татьяна Моркина. Мой брат – инопланетянин
- Екатерина Мурашова, Наталья Майорова. Когда бабушка и дедушка были маленькими
- Ирина Зартайская. Тим живёт тут