Новая книга Екатерины Каграмановой «Аруми Норт»– история в лучших традициях фэнтези для подростков, где есть не только напряжённый сюжет, но и психологизм, и узнаваемые архетипы. Мальчика Аруми схватили по приказу короля, однако ему удалось бежать и скрыться в доме пожилого воина Аррена Марса. Правда, тот не сможет долго прятать Аруми. За что преследуют сироту и как ему спастись?

Писательница Екатерина Каграманова продолжает пробовать себя в разных жанрах. Сначала новеллы и стихи для дошкольников и младших школьников, потом спекулятивная фантастика в повести «Камикадзе 360» в 2021 и сказочный детектив «Далеко за лесом» в 2022 году. Теперь «Аруми Норт» – рассчитанный на подростков фэнтези-травелог в антураже средневекового королевства, где в таверне норовят обмануть, а колдуны заманивают людей в свои поместья и, лишая их памяти, заставляют на себя работать. Художественный мир, который разом напоминает и легендариум о короле Артуре, и цикл Урсулы ле Гуин о Земноморье, получился в меру мрачным. А предыстория – вполне в духе Шекспира. Великий король Астиар, как и его отец, поддерживал гармонию в своей стране с помощью священной силы, но одиннадцать лет назад умер при загадочных обстоятельствах. Природа королевской силы до конца неизвестна. Известно, что она передаётся по наследству, помогает влиять на погоду и враждебна любой обычной ворожбе, какой пользуются гадалки и колдуны. И ещё известно, что после смерти короля сила исчезла. В стране наступили неурожаи, засухи, а от имени нового правителя отдаются подчас бесчеловечные приказы. Один из них – пленение мальчика Аруми, которому начальник стражи поставил клеймо раба и которого приютила семья Марсов.
Мотив священной и справедливой власти в книге не то чтобы главный, но существенный. Нетрудно догадаться, что король умер не своей смертью. И что беглый Аруми имеет к королю прямое отношение. Это распространённый архетип, известный ещё в народных сказках – сирота, чьё благородное происхождение скрыто злой волей. Тема восстановления родовой справедливости очень древняя. В сочетании с образом таинственной королевской силы она кажется и вовсе классической. Из столпов жанра достаточно вспомнить, например, «Властелина колец», где Арагорн (до поры такой же безызвестный бродяга, как и Аруми) стареет медленнее обычных людей и обладает умеренными сверхспособностями именно из-за королевской крови. В этом смысле «Аруми Норт» – фэнтези чрезвычайно каноничное, традиционное. Герой – спрятанный от недоброжелателей младший сын короля – ищет своего брата-близнеца и скрывается от узурпатора, который манипулирует старшим и обессиленным от страха наследником. Однако нельзя сказать, что сюжет вторичный или ходульный. Здесь есть два смелых приёма, которые делают книгу любопытной и оригинальной, особенно для подростков.
Во-первых, на самом деле ключевым героем истории является не Аруми Норт. Тот скорее оказывается в двойной второстепенной роли: сверхценного артефакта и волшебного помощника, способного иногда спасти от некоторых недоброжелателей. Центральная же роль достаётся сыну Аррена Марса, юноше по имени Лукас. Лукас – обычный парень. Если проводить аналогию с русской историей, поначалу он – типичный барчук из мелких провинциальных дворян. Думает Лукас больше о деньгах, чем о подвигах, немногословного отца-военного понимает плохо. Лукас, как вполне подобает подростку, болтлив и влюбчив. В рамках жанра для него по идее уготован архетип незадачливого друга-слуги, что-то среднее между Санчо Пансой и Роном Уизли, однако фокус повествования таков, что именно внутренний мир Лукаса, его переживания и приключения, а также его взросление показаны читателю в первую очередь. И это замечательный ход. Потенциальный читатель получает чуткого и реалистичного, меняющегося героя, с которым легко себя ассоциировать, за чьи ошибки легко испытывать стыд, как за свои собственные.

Во-вторых, одной из главных удач «Аруми Норта» можно назвать отрицательных персонажей. Они объёмные, живые и далёкие от картонных злодеев. У каждого из них есть мотивация и каждому даётся слово. Начальник стражи вовсе меняется в середине повествования, начинает играть совершенно не ту роль, которая как будто отводилась ему сперва. Даже дядя, который выглядит коварным стратегом и проповедником чуть ли не суровых принципов Никколо Макиавелли, оказывается прежде всего обиженным Каином:
Оллар запер дверь своего кабинета. Он лёг на обтянутую золотистой тканью кушетку и закрыл глаза. Хотелось одного — чтобы исчезли все эти люди. Последние дни были какимто испытанием. Память мучила его, вытягивая на поверхность всё самое тяжёлое, самое больное. Почему всё вышло так? Он никогда не получал того, что ему было необходимо. Он хотел получить силу, он имел на неё такое же право, как брат. Но ему её не дали. Он хотел любви. Ему нужна была только одна женщина, и её он тоже не смог получить. Оллара будто ножом резануло: всё это уже было. Всё было — все эти мысли тогда, много лет назад. Но тогда у него хотя бы оставалась надежда.
Как это часто случается с текстами в жанре фэнтези, местами стиль «Аруми Норта» кажется патетичным. Однако, как правило, звучит пафос уместно, ведь перед нами мир эпического безвременья, где в жизнь людей вмешиваются едва ли не божественные силы. Тем более, когда речь заходит об описаниях быта, язык становится точен и выразителен.
— Сюда! Здесь поужинаете! — женщина кивнула на давно не мытое истоптанное крыльцо и большую дверь.
Лукас открыл её, и обоих после вечерней прохлады сразу обволокло духотой, запахом жареного и рычащим мужским смехом. Лукас чувствовал себя неловко, а мальчишке было хоть бы что. Пришлось сделать вид, что и ему такие приключения не впервой.
Недостатком стоит считать не слишком подробно описанный мир. По каким именно законам живут герои, что находится за пределами королевства, как работает магия – обо всём этом читателю придётся скорее догадываться и в финале. Некоторых фактов и общих декораций как будто не хватает. Возможно, подобный эффект обусловлен чрезвычайной насыщенностью сюжета. В небольшом романе сразу несколько линий, он детально погружает во внутренние и внешние конфликты, а иногда встречаются чуть ли не вставные новеллы. Повествование демонстрирует целую галерею неординарных характеров, заставляет сопереживать персонажам, разделяя их сомнения, тревоги и чаяния. В этом смысле «Аруми Норт» – увлекательное психологическое фэнтези, где в первую очередь следишь за героями, сложными и яркими, пусть подчас и будто бы затерянными в довольно туманном, псевдосредневековом пространстве.
Аруми Норт : [для сред. и ст. шк. возраста ; 12+] / Екатерина Каграманова ; ил. Евы Эллер. — М. : Пять четвертей, 2023. — 384 с. : ил. — (Виток).
Другие статьи по теме:
- Аня Десницкая. На краю света
- Светлана Пономарёва и Нина Кинёва. Я никому не скажу
- Евгения Чернышова. Геннадий Туманович и другие облака