Истории счастливого детства

Александр Андрусенко, «спрятавшийся» под смешным псевдонимом Саша Бобин, родился в Костроме, окончил технологический институт, много лет работал журналистом, сотрудничал с костромскими и центральными газетами, в том числе и с «Советской культурой». Ныне у Александра Андрусенко солидное звание государственного советника Российской Федерации 2 класса и ответственная должность. Звучит она длинно и значительно: «главный государственный инспектор Госморречнадзора Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Серьезная, ответственная работа не помешала ему написать веселую, добрую, солнечную книгу о своем детстве.

Саша Бобин. Про Сашку и Барабашку
Саша Бобин. Про Сашку и Барабашку

Сашке шесть с половиной лет. Он человек самостоятельный, умеющий постоять за себя в дворовых потасовках и бесстрашный. Не будь он таким, вряд ли подружился бы с существом по имени Барабашка. Хотя само явление полтергейста, получившее наименование Барабашка, было зафиксировано на постсоветском пространстве в 1988 году, действие рассказов, судя по многочисленных бытовым деталям, относится к 60-м–началу 80-х годов ХХ века. В отличие от невидимого духа, который пугает людей громким стуком и всячески им вредит, Барабашка в этой книге больше напоминает доброжелательного простодушного домового. А еще больше – Карлсона из трилогии Астрид Линдгрен. Обстоятельства его появления в доме Сашки тоже отсылают к книгам шведской писательницы, горячо любимым в Советском Союзе. Как и родители Малыша, родители Сашки люди очень занятые. Мама – учительница, все время занятая проверкой тетрадей. Папа – директор школы. «Все, как планеты, крутились на собственных орбитах, пересекаясь по необходимости во время приема пищи и перед укладыванием на сон». Однако родители любят сына, а он их, а еще больше он благодарен им за отсутствие жесткого контроля и опеки. Это дает мальчишке максимум свободы для исследования окружающего пространства. Мотива одиночества, как в «Малыше и Карлсоне», здесь нет. Наоборот, Сашка живет активной социальной жизнью. Он общается с соседями, взрослыми и детьми, но знакомство с Барабашкой, который впервые предстает перед ним «низкорослым, заросшим волосами бородатым человечком с испуганными глазами», делает жизнь мальчика еще насыщеннее и интереснее.

Вместе они собирают игрушечную железную дорогу, мастерят модель планера и даже пробуют на нем полетать (в качестве летчика-испытателя выступает, конечно, Барабашка, подходящий по росту и весу). Кстати, в описании процесса сборки планера дает о себе знать инженерное образование автора. Как заразительно описана работа с конструктором, любимое развлечение множества мальчишек советской поры, развивающее, как тогда говорили, трудовые навыки и конструкторские задатки. «Заветные картонные коробки с красивой картинкой летящего планера содержали абсолютно замечательные вещи. Несколько деревянных реек для фюзеляжа и крыльев, пластинки миллиметровой фанеры для нервюр и хвостового оперения, кусочки проволоки, пучок резинки для катапульты, папиросная бумага и клей из нитроцеллюлозы, пахнущий сразу и небом, и мечтой, и восторгом!»

В рассказах много юмористических эпизодов. Барабашка, по незнанию человеческого быта, постоянно попадает в смешные ситуации.

Саша Бобин. Про Сашку и Барабашку
художник Ольга Швейцер

Те, кому сейчас за сорок, а уж тем более за пятьдесят, читая эту книгу с детьми и внуками, наверняка будут благодарны автору за многочисленные детали быта, которые, словно на машине времени, перенесут их во времена детства. А для юных читателей это настоящее погружение в историю, рассказ о том, в какие игрушки играли их родители, бабушки и дедушки, что ели, какие книжки читали, какую музыку слушали. Перед читателем разворачивается галерея предметов и явлений, которые можно сегодня встретить в музеях, на старых фотографиях и в воспоминаниях старшего поколения. Вот игрушечные деревянные пистолеты с пульками из гнутого алюминиевого провода на резиновом двигателе, которые имел каждый мальчишка и которыми не гнушались даже девочки.

Жизнь коммунальной квартиры и большого двора. Лазанье по заборам. Трюки на самодельном турнике. Какой мальчишка тогда не умел подтягиваться, делать «подъем-переворот» или «бонивурчик»! То, что с 2010 года стало называться красивым словом «воркаут», было в обиходе многих поколений советских мальчишек. А вот эпизод драки с соседом-задавакой. У его отца единственного во дворе есть машина, что, как думает забияка, дает ему право обижать тех, кто младше и слабее. Сашка, хотя младше и ниже на голову, дает ему достойный отпор. Тридцатиградусный мороз – обычное явление русской зимы, и он, конечно, не был помехой катаниям на санках с горок. Во дворе ребята играют в «чапаевцев, немцев и партизан». Распевают песню про тачанку-ростовчанку, «Мы едем, едем, едем». Делают «секретики» (в тексте есть пошаговая инструкция). Эскимо за 11 копеек и фруктовое мороженое за 9 копеек. Гобеленовые коврики с оленями. И много еще примет советского детства, которое было счастливым. Как и положено детству.

В сборник также вошли сказочные циклы «Ойчень маленькие сказки» (про мальчика по имени Ой). «Живые вещи» (его герои – обычные предметы быта, окружающие ребенка, но в каждом можно увидеть что-то интересное, индивидуальное: «Пуговка», «Лисапед», «Сандалеты», «Самый любимый пиджак» и другие). «Старый дом», «Тимоша» (о дружбе мальчика с котом и собакой).

Саша Бобин. Про Сашку и Барабашку
художник Ольга Швейцер

Эти ностальгически-тёплые сказки о том, как интересен мир вокруг, не ограниченный экраном гаджета, как драгоценно живое общение – с людьми, животными. Отличная книга для семейного чтения, в котором каждое поколение найдет что-то полезное уму и сердцу.

Бобин, С. Про Сашку и Барабашку : ойчень маленькие сказки / Саша Бобин ; художник Ольга Швейцер. — Москва : Восточный экспресс, 2024. — 155 с. : цв. ил.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ