Весь мир — театр
«Театр ничуть не безделица… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Николай Гоголь)
В детстве многие мечтают стать известными и знаменитыми артистами. Но чтобы этого достичь, нужно много трудиться, вникать в суть профессии, которой решил себя посвятить. Эта книга поможет юным читателям узнать, что такое мир театра, какова история российского театрального искусства, в чем суть профессии актера, режиссера, драматурга и сценографа. Предтечей профессионального театрального искусства было уличное лицедейство скоморохов. Они сооружали на городских и базарных площадях свои шатры – «балаганы». Выступления уличных артистов с фривольными шутками были рассчитаны на простой люд и осуждались властями и духовенством. В то же время при царском дворе зародились первые театральные представления на библейские темы с целью нравственного воспитания придворных. Все роли в них исполняли мужчины. Петр Первый с одобрением относился к театру, а императрица Елизавета Петровна не только поддерживала развитие искусства, но и сама участвовала в театральных постановках. С середины 18 века развивался крепостной театр. Одним из известных был Театр графов Шереметевых, в котором блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, ставшая позже графиней Шереметевой.

В Россию начали приезжать итальянские композиторы, балетмейстеры, театр менялся, с 19 века на сцене ставились пьесы Шиллера, Гете, Гюго, тема которых – борьба добра со злом. В отечественном репертуаре появлялись пьесы русских драматургов Александра Островского, Александра Сухово-Кобылина, Льва Толстого. В их пьесах отражались жизненные коллизии разных социальных групп, их проблемы и идеалы. В актерскую среду стали вливаться образованные интеллигентные люди – студенты, бедные дворяне, просвещенные горожане. Наряду с государственными театрами возникали и развивались частные. Театр стал общедоступным.
Если первая глава книги представляет собой обзор становления театрального искусства в России, то вторая знакомит с миром театрального закулисья, с жанрами театров, актерскими амплуа. Какие бывают театры и в чём их жанровые отличия? Варьете и кабаре, мюзикл и оперетта, опера и балет, драматический театр и кукольный… Кратко и обстоятельно в книге описывается внутреннее устройство театра: что такое авансцена, карман, круг, кулисы, партер, амфитеатр, бенуар. Внятно и емко разъясняется значение театральных терминов – актерский штамп, амплуа, травести и прочих. Перечисляются «рабочие инструменты» актера – дикция, жест, мимика, игра, перевоплощение. Книга знакомит и с театральными профессиями тех, кто работает за сценой, с теми, без кого нет театра. Это администратор, антрепренер, бутафор, костюмер, гример, декоратор. Краткий ликбез для начинающего драматурга объяснит, что такое комедия, миниатюра, инсценировка, рецензия, действие, завязка, композиция, персонаж. Не обойдут авторы энциклопедии и такие неотделимые от жизни театра понятия, как меценат, овация, клакеры, бис.

Третья глава рассказывает о самых известных театрах страны, о великих мастерах сцены – драматических актерах, оперных певцах и солистах балета, о режиссерах, балетмейстерах и драматургах. Первый общедоступный профессиональный драматический театр с труппой, репертуаром и залом был создан в 1750 в Ярославле Федором Волковым. Через два года он переезжает в Санкт-Петербург и становится первым государственным театром, существующим и сегодня Александринским театром. В этой главе вас ждет путешествие по знаменитым российским театрам. Это Мариинский театр в Санкт-Петербурге, который ведет свою родословную от 1783 года. Театр подарил миру корифеев сцены – великих артистов оперы и балета, среди которых Федор Шаляпин и Галина Уланова, художников К. Коровина и А. Бенуа. На впечатляющих фотографиях величественная архитектура здания театра, зал и фойе.
В Воронежском театре драмы имени А. Кольцова, основанном в 1787 году, шли первые пьесы А. Островского, О. Мандельштам заведовал литчастью во время ссылки и выступал В. Маяковский. Вы узнаете интересные факты из истории и жизни и других российских театров: Омского театра драмы, Самарского театра им. М. Горького, Московского театра им. В. Маяковского, Государственного театра наций в Москве, Иркутского драматического театра им. Н. Охлопкова, Татарского театра кукол «Экият» в Казани.

Книга познакомит вас с выдающимися артистами, блиставшими на сценах российских театров: М. Щепкиным, В. Комиссаржевской, К. Станиславским, Л. Собиновым, И. Москвиным и другими. Особое внимание уделяется в книге театральным деятелям, овладевшим умами зрителей во времена «оттепели». Это Олег Ефремов, Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос. Их имена вошли в золотой фонд не только российского, но и мирового искусства наряду с именами К. Станиславского и Евг. Вахтангова.
С появлением телевидения появилась форма телеспектакля, расширив аудиторию театралов до миллионов. А 21 век сделал популярными интернет-премьеры театральных спектаклей ведущих театров. И сегодня почти нет города, где бы не было своего театра.

Отдельно стоит отметить, что в книгу включен театральный словарь, адаптированный для юных читателей и снабженный красочными иллюстрациями. А глава «Мысли о театре» с помощью метких, порой колких, цитат актеров, режиссеров, писателей раскроет для вас театр с неизвестной доселе стороны. В конце книги читатели найдут список рекомендованной литературы.
Адресована «Книга юного театрала» учащимся театральных отделений детских школ искусства, театральных студий, а также всем, кто интересуется и любит театральное искусство. Тем юным читателям, которые решили посвятить себя искусству театра, книга поможет определиться с выбором.
Настольная книга юного театрала / проект Анны Веселовой ; оформление Александра Веселова. – Санкт-Петербург : Союз художников, 2024. – 135 с. : ил.