В 30-50-е годы ХХ века в Каларском районе Читинской области собирала эвенкийский фольклор Мария Лукьяновна Пинегина. Это не была фольклорная экспедиция. Молодая женщина работала учителем литературы в селе Чара и общалась с людьми, которые рассказывали ей сказки. Когда Пинегиной не стало, ее дочка передала рукописи в Каларский историко-краеведческий музей. Некоторые сказки оказались неизвестными, было решено выпустить сборник. Классификация, которую предложила М. Л. Пинегина, в книге была сохранена: сказки о животных, сказки о чудесном и сказки о чангитах. А иллюстрациями стали рисунки школьников.

Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной
Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной

Олени и медведи, рыси и зайцы, лисы и птицы антропоморфны, они соседи человека. Сказки рассказывают об их характерах. Лиса хитрая, но не хитрее птицы или налима. Заяц хвастливый, медведь медлительный и открытый, умный и справедливый. Некоторые сказки объясняют окрас и особенности животных. Например, почему у зайца уши на кончиках чёрные или почему у рыси хвост короткий, а ещё почему в тайге встречаются красные лисицы.

Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной
Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной

Сказки о чудесном рассказывают о встрече человека с нечистой силой, о превращениях, шаманах и богах. Как спастись красавице от нежелательного союза с чёртом? Конечно, хитростью, но не только. В тайге нужно обязательно быть сильной, смелой и дружить с быстроногим оленем — недаром оленей называют кораблями тайги. Чудесно и происхождение гор и рек. В стародавние времена земля была плоская, и всем можно было ходить по ней, кроме одного существа Сюлюки, копыта которого вытягивали из земли камни. Но однажды Сюлюки не послушался — там, где он прошёлся, образовались цепи гор. Боги испугались и попросили шаманов превратить Сюлюки в змею. Как отказать напуганным богам? Вот так с тех пор и ползают змеи в горах, злятся и кусают всех людей подряд, ведь они точно не знают, кто из нас шаман, а кто нет.

Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной
Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной

Но самые опасные существа в тайге не звери и не черти, а… люди. Вернее, чангиты — так называли эвенки разбойников. Сказки рассказывают о богатырях, которые сражались с лихими людьми. Но читаешь их и понимаешь, что это не вымысел, а реальная история. На чум охотника нападают бандиты — муж «превращается» в богатыря и спасает жену и дочку от поругания. Или рассказ о том, как подружился с русским эвенк-богатырь и подарил русский ему стреляющую палку. Из неё выскакивают огонь и дым — и рысь падает замертво. А потом эвенк-богатырь достал для всех эвенков много стреляющих палок, и тогда стали бояться их чангиты, и вышли однажды к эвенкам с миром, и был большой праздник.

Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной
Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной

М. Л. Пинегиной не раз приходилось путешествовать в нартовом обозе. Такие таёжные «поезда» собирали множество людей, путешествие по бездорожью длилось несколько недель, а то и месяцев. Поэтому большинство сказок собирательница записывала фактически внутри «дорожного рассказа». Один из таких очерков — «По таёжным тропам» — составители сборника включили в книгу целиком. Кроме сказок и детских рисунков, в книге есть культурологические справки. Из чего и как делали колыбели, как пасли оленей, сколько стоила хорошая собака — много интересного о быте эвенков можно найти в этой книге.

 

Сказки Забайкальского Севера, записанные М. Л. Пинегиной / под ред. Н. И. Бастрыкиной, М. А. Максименко. — Новая Чара : Каларский историко-краеведческий музей, 2019. — 200 с. : фот., цв. ил.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ