Мы с друзьями недавно спорили о том, какую книгу можно назвать учебником. Не школьным или вузовским, а для семейного, скажем, пользования. Что является определяющим? Узкая тематика, разделение на параграфы, задания для закрепления? Или важнее интерес, который появляется в процессе чтения, и расширение кругозора? Учебник же не обязан быть скучным, верно? Он даже может с порога заявить, что я, мол, сейчас поведаю вам о том-то и том-то, а в итоге окажется, что параллельно с обозначенной темой раскрывается совсем другая.

Александра Можгина. Реальные зомби
Александра Можгина. Реальные зомби

Вот, например, «Реальные зомби» – художественная книга, рассказы о живущих летом в деревне брате, сестре и их бабушке. Ещё она – и это заявленная тема – о растениях и животных, которые используют растения же и животных в своих целях (а вовсе не о полумифических типах, восстающих из могил и стремящихся вас съесть, как можно было бы подумать).

С юмором и неожиданностями, спонтанными детскими экспериментами, спецификой братско-сестринских отношений и ненавязчивой демонстрацией педагогической состоятельности бабушки, воспитывающей без воспитания, – при этом всём «Реальные зомби», на мой взгляд, вполне себе учебник. И не только по биологии, потому как кроме удивительных фактов из жизни природы автор словно бы случайно показывает, как увидеть удивительное в обычном, проводить параллели между разными сферами жизни, и как не стать зомби, т.е. тем, кто бездумно следует чужому сценарию, а жить свою жизнь самому, увлекательно и осознанно.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ