В день, когда Лешке, герою этой остросюжетной, приключенческой, фантастической и в то же время вполне реалистической повести, исполняется 12 лет, он загадывает желание: иметь такую суперспособность, которая позволит ему знать ответ на любой вопрос. Вроде бы здорово, но прозорливость, обрушившаяся на новоиспеченного супергероя, оказывается для мальчишки тяжелой ношей. Да, он действительно знает ответ на любой вопрос. Но особой радости это окружающим не приносит. Папа, узнав про способности сына, просит его ответить, какой лотерейный билет принесет выигрыш. Получается комическая и грустноватая сцена, когда папа лихорадочно перебирает на прилавке лотерейные билеты, Леша, изнывая от жары, «пророчествует», а продавщица громко возмущается, что сумасшедший отец мучает ребенка. Леша «угадал»-таки счастливый билет, но выигрыш там оказался смехотворный – сто рублей. Перед этим Леша невольно разоблачил маму, честно ответив на отцовский вопрос, куда пропала часть денег, отложенных на отпуск: мама одолжила их подруге, а та их нескоро вернет. А папа так мечтает вырваться на Волгу порыбачить… Когда старшая сестра Вероника, чтобы похвастаться талантом брата, приводит его в компанию приятелей и те начинают задавать ему разные вопросы, Леша опять не может слукавить и честно обнародует тайную влюбленность сестрицы, поставив ее в неловкое положение.

Александра Зайцева. Лешкины беды, или Трико супергероя
Александра Зайцева. Лешкины беды, или Трико супергероя

Надо отдать должное родителям и сестре главного героя: оправившись после первого шока, они ведут себя бережно и мудро по отношению к «супергерою», который и сам не рад этой суперспособности. «Чувствовал он себя, как в клетке перед толпой зевак. Будто все только на него и смотрят, пальцем показывают и требуют ответов, а убежать некуда. Словно он не человек вовсе, а инструмент для озвучивания правды. И правда эта все портит. Лешка боялся, тосковал и злился. И весь мир ненавидел и себя тоже».

Что сделать, чтобы облегчить жизнь подростку? Родители предлагают ему научиться управлять своим талантом. Происходит такой разговор, который озадачивает читателя: «– Вы хотите сказать, что я должен не избавляться от суперспособности, а научиться врать? – неуверенно спросил Лешка, чувствуя себя редким олухом. – Вроде того, – широко улыбнулся папа. – Лукавить, кривить душой. Или недоговаривать. Как-то так. – Только никому не говори, что это идея твоих родителей, – с напускной строгостью сказала мама. – Юлить и хитрить – это плохо».

Возможно, здесь есть тонкая авторская ирония, возможно, это просто шутка, эдакий ход «от противного», ведь очевидно же, что обманывать нельзя. И двойные стандарты в детском произведении неуместны (впрочем, как и вообще в жизни). Читатель-ребенок доверяет автору. И несколько сбивает с толку то, что на следующей странице Лешка, делясь родительским советом с товарищами, похоже, вполне усвоил их позицию и творчески развивает мысль: «Мне надо научиться не прям сразу все ответы выкладывать, а выражаться туманно. Вроде как правду говорить, но такую, не до конца. – Темнить? – Вот! Увиливать и лавировать. А называться я буду «Суперскользкий тип», круто? – Мне нравится. От всех вопросов тебе не отделаться, но от многих сможешь».

Ни к чему хорошему эта политика героя бы не привела: лживость даже во имя высоких целей изъязвляет душу. Но тут Алексею выпадает случай употребить свой талант действительно на благое дело. В городском парке пропал маленький мальчик. Леша знает, что с ним случилось: играл с ребятами в заброшенном старом здании, провалился в дыру в полу, покалечился и не может выбраться оттуда сам. Друзья решают найти и выручить мальчика. И вот тут-то у Алекся есть шанс проявить самоотверженность, жертвенность даже. Услышав в темном здании стоны малыша, он устремляется, забыв про собственную безопасность и страх, на помощь. «Неведомая сила подхватила Лешку и швырнула туда. Эта сила не была таинственной, магической и потусторонней. Нет, она всегда сидела у него внутри и ждала своего часа, а Лешка и не подозревал о ее существовании. Геройство – вот как она называлась. Не та показушная бравада, которую Лешка выдавал за отвагу на автодроме, не эффектные прыжки для зрителей по крышам гаражей и не идиотские пробежки перед несущимися по трассе автомобилями, а настоящая потребность помогать… И сила эта – настоящая сила». Жертвуя собой ради другого человека, Леша пострадал (к счастью, без членовредительства), но зато избавился наконец от тяготившего его «дара» и снова стал обычным подростком. Впрочем, опасные приключения сделали его взрослее, в финале он обнаруживает, что в нем возникло новое ощущение: как, оказывается, приятно, хотя и волнующе, брать на себя ответственность за другого человека. Спасенный им вместе с друзьями мальчик Артем теперь не только близок ему как названый братишка, они связаны тайной. Лешка, упав в ту же дыру, передал ему свою суперспособность. Обсуждая эти магические хитросплетения, друзья приходят к выводу, что Леша получил суперспособность, видимо для того, чтобы кого-нибудь спасти, как спас его незнакомый мальчишка на автодроме. И вот теперь Артему выпала та же судьба. Но Леша не оставит малыша один на один с его трудной миссией, и в этом его несомненная победа над собственным легкомыслием, склонностью к браваде, которые он демонстрировал в начале повести.

Зайцева, Александра Васильевна. Лешкины беды, или Трико супергероя : повесть / Александра Зайцева; худож. Мария Колкер. – Москва : Детская и юношеская книга, 2023. – 192 с. Ил. – (Чит_code). 978-5-00219-006-5

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ