Пришельцы учатся у людей

29 августа в прокат выходит фильм для подростков «Пираты галактики Барракуда». Снятая по сценарию писателя Андрея Геласимова, картина представляет собой приключенческую научную фантастику о том, как современные российские школьники встречают сверхразвитых инопланетян. В издательстве «Городец» опубликована и одноимённая книга писателя, с которой нам уже удалось познакомиться. Рассказываем об особенностях литературной версии этой истории.

Андрей Геласимов. Пираты галактики Барракуда
Андрей Геласимов. Пираты галактики Барракуда

Новеллизация – а по ряду признаков книга Андрея Геласимова «Пираты галактики Барракуда» является именно ей – жанр довольно хитрый в том смысле, что вопрос, насколько такие тексты живут отдельно от экранизации, служат ли они лишь дополнением к ленте, нередко замещает разговор о самом повествовании и всё равно остаётся открытым. Поэтому в данном случае речь пойдёт исключительно о книге, тем более содержание фильма пока неизвестно, если не считать постер, честно говоря, скорее отталкивающий, чем интригующий.

Как можно догадаться уже из аннотации, книга «Пираты галактики Барракуда» относится к тому подвиду фантастики, где центральным сюжетным двигателем становится столкновение реалистичного мира с миром радикального вымысла. И куда изящней выглядят подобные истории, когда у персонажей каждого из миров тоже есть свой отдельный конфликт. В «Пиратах галактики Барракуда» это немаловажное правило соблюдается замечательным образом. Конфликт внутри реалистичного мира здесь классический, но любопытный, он вытекает из конкуренции двух седьмых классов в обычной школе. Лидер седьмого «Б» – умная и хитрая девочка Кристина, а лидер седьмого «В» – бойкий и немного хулиганистый Коля. Когда в школе объявляют песенный конкурс, Кристина приглашает поучаствовать от своего класса вундеркинда Митю, который, хоть и едва начал учиться писать, играет на скрипке виртуозней многих профессиональных взрослых. С помощью Мити седьмой «Б» выигрывает конкурс, но Коля и его команда считают приглашение талантливого первоклассника нечестным приёмом. В отместку они не придумывают ничего лучше, чем попробовать выкинуть мальчика в мусорный бак. Собственно, с этого начинается сюжет.

Избежав неприятностей благодаря Кристине, Митя бросается спасать из мусора любимую скрипку. Тут он натыкается на таинственное существо, которое полностью копирует его облик и зловеще передразнивает. Существом оказывается межгалактический пират, сосланный на Землю, но сбежавший от заключения в безлюдном уголке планеты и теперь пытающийся связаться с подельниками, чтобы вернуться в космические просторы. Пират принадлежит к очень развитым на первый взгляд цивилизациям, которые считают людей отсталой формой жизни. В дальнейшем в книге Митей будут называть именно пирата, а настоящий мальчик-скрипач опять проявит себя лишь ближе к финалу. Зато подростки Кристина и Коля станут невольными помощниками беглого инопланетянина, проникнутся сочувствием к надменному высшему существу, а заодно увидят иначе своё собственное школьное противостояние. В лучших традициях жанра космический пират в обличье первоклассника к подросткам постепенно привяжется, поможет им понять друг друга. Те в свою очередь постараются изменить его преступный и циничный характер.

На новеллизацию, причём на новеллизацию качественного сценария, указывает стремительный сюжет, почти безостановочно подсовывающий героям (и читателям) всё новые и новые препятствия. История не даёт заскучать: побег, спасение раненого, дилемма самопожертвования – один повествовательный аттракцион перетекает в другой. Вдобавок сюжет сдобрен колоритными деталями. Возникнут и фантастические технологии, способные маскировать космический корабль под деревенскую избу, и стиратель памяти, и змеелюди.

Но в то же время — выбор, связанный с жизнью и смертью, приводит персонажей к очень кратким и патетичным метаниям, а не к очевидному выводу, что они обречены в любом случае. Кроме того, читатель ничего не узнает о причинах конфликта Кристины и Коли, о том, почему, собственно, пират сделался пиратом и хочет им оставаться. Характеры не выходят за рамки типажей, которые в конце хоть и кое-как ломаются, изменяются тоже в сторону типажей, просто более положительных. Подобные особенности вполне естественны для сценария, вот только в прозе они могут вызывать вопросы.

Оправдывает ситуацию общая комедийная атмосфера. Стилистически лёгкий, текст подбадривает диалогами, которые правдоподобно передают речь подростков. Голос повествователя иногда не брезгует старомодными оборотами, как, например, «вся ватага», и прибегает к заместительным наименованиям, однако в целом подкупает доброй иронией. И сам юмор, построенный во многом на взгляде героя-пришельца, выглядит органично. Именно он порой намекает на заветную психологию персонажей, которая как будто остаётся чаще за кадром.

Подросток показал на поле, где футболисты вели ожесточенную борьбу за мяч. Митя заинтересовался их действиями.
— За что они так ненавидят этот предмет? — спросил он.
— Какой предмет?
— Вон тот, круглый. — Инопланетянин указал на мяч.
Кристина у него за спиной рассмеялась.
— Я бы не сказал, что они его ненавидят, — хмыкнул Коля.
— А почему тогда бьют ногами? Что он им сделал?
— Да ничего он не сделал, — пояснила Крис. — Просто они играют.
— Что это значит — играют?
— Ну, получают удовольствие… — сказала девочка. — Развлекаются.
В этот момент один из футболистов забил красивый гол и, раскинув руки, пробежал мимо ребят. Болельщики вскочили со своих мест и завопили в полном восторге.
– Видишь? — улыбнулась Крис. — Он счастлив!
Товарищи по команде догнали забившего гол игрока, начали обнимать его, тормошить, хлопать по спине, а он продолжал сиять от радости.
— Я тоже хочу быть счастлив, — заявил Митя.
— Для этого надо забить гол.

Ясно, что Митя-пират в глубине души не очень счастлив. И гол ему, разумеется, не поможет. Мир сверхразумной межгалактической цивилизации велик, но холоден. Её прогресс стал абсолютной победой рациональности, которая дала удивительные технологии. И при этом у пришельцев отсутствует целый спектр эмоций. Инопланетянам из повести Андрея Геласимова вправду стоит поучиться способности к тонким чувствам у школьников Кристины и Коли. Проблема в том, что ценность эмоционального интеллекта землян не так просто объяснить умудрённым цивилизациям других галактик. Тут требуется нечто наглядное, обыденное и вместе с тем впечатляющее, феномен, на который невозможно закрыть глаза. И в конце книга действительно по-своему отвечает на вечный вопрос: «Что спасёт мир?». Отвечает красиво и убедительно. В итоге «Пираты галактики Барракуда» производят впечатление истории пусть и несколько схематично скроенной в попытке добиться непрерывного увлекательного действия, но не лишённой тонкого, элегантного посыла. Посыл этот фактически показывает через фигуру пришельца то лучшее, что в нас есть и что важно сохранять. Речь идёт и о любви, и об огромном творческом потенциале, который по большому счёту из этой любви прорастает.

Геласимов, А. Пираты галактики Барракуда : роман / Андрей Геласимов ; иллюстрации Ксении Пройдисвет. — Москва : Городец, 2024. — 208 с. : ил. — (Городец. Детство).

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ