«Если видишь на картине…

Как показать детям старинные полотна и рассказать о них так, чтобы им было интересно? Чтобы сюжет и сама картина запомнились? Наверняка каждый родитель, хоть раз набравшийся смелости отвести своего отпрыска в художественный музей, столкнулся с тем, что старинные шедевры не вызывают в детях никакого отклика! А экскурсоводы, способные удерживать внимание юных посетителей, ценятся в родительской среде на вес золота! Как, не отправляясь в путешествие, познакомить ребёнка с шедеврами одной из главных сокровищниц мирового искусства – Эрмитажа – и не отбить навсегда охоту бродить по его многочисленным залам?
Эти вопросы, к счастью, не риторические. Книга «Прогулки по Эрмитажу» из серии «Весёлые уроки» сделает знакомство с живописью интересным, информативным, даже назидательным, но при этом весёлым и живым.
Стихотворная форма творит чудеса. Самые сложные сюжеты: библейские «Бегство в Египет» Тициана, «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля Младшего, «Апостол Пётр» Симона де Воса, мифологические «Дедал и Икар» Шарля Лебрена, легендарные «Александр Македонский и Диоген» неизвестного автора, «Подвиг Марка Курция» Симона де Воса, переданные в стихотворной форме, легко прочесть и запомнить вместе с иллюстрирующими их полотнами.
«Бедой обернулся отеческий дар –
Упал с высоты и разбился Икар…
Все дети стремятся в высоты и дали.
А взрослые помнят о бедном Дедале.
Их мучит вопрос не одну сотню лет:
Дарить крылья детям своим
или нет?
Андрей Усачёв
Работы более поздних авторов на бытовые сюжеты: «Букет цветов с улиткой» Йозефа Лаунера, «Птичка вылетела» Фердинанда де Бракелера, «Первый барыш» Людвига Кнауса и других, становятся понятнее юным зрителям, если о них рассказано легко, в чуть ироничной, шутливой манере.
«И хоть копеечный успех,
А радость до ушей!
Ведь счастье поважнее всех
На свете барышей
Галина Дядина
Авторы поэтических «аннотаций» к картинам – Андрей Усачёв и Галина Дядина – не чужды и воспитательного аспекта. Так, например, в описании картины «Подвиг Марка Курция» Андрей Усачёв пишет:
… Ценней всех сокровищ любовь и отвага…
А что человеческой жизни ценней?
Рассказывая о работе Ораса Верне «Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже», Андрей Усачёв заключает в конце:
… И всё же
Стоял на дворе девятнадцатый век,
И к власти был ближе простой человек
В аннотации к картине Томаса Джонса Баркера «Королева Виктория вручает Библию африканскому вождю» Андрей Усачёв с горькой иронией пишет о том, что в обмен на Библию, которую вождь туземного племени даже не сможет пока прочесть, он
«… имя Виктория даст водопаду.
За земли и лес не потребует плату…
Ведь это счастливейший в жизни момент! –
Пускай забирает хоть весь континент!
Что даст он ещё королеве Виктории?
Вам лучше расскажет учебник истории.
Переходя к работам художников-импрессионистов начала ХХ века, сюжеты которых не столь очевидны, авторы деликатно пытаются подсказать юным зрителям замысел великих мастеров.

Так, например, в описании работы Анри Матисса «Танец» Андрей Усачёв размышляет:
«… Зарождение Вселенной,
Танец вечного движенья –
Вот что рисовал художник…
И моё воображенье»
тем самым помогая ребёнку лучше понять ассоциативный ход мысли живописца.
Авторы поэтического сопровождения к картинам прививают детям любвь и внимательность к животному миру.
Так, в аннотации к картине Шарля Шаплена «Девушка с гнездом» Галина Дядина пишет:
«Как хорошо не понимать
В наивности счастливой,
Что из-за вас родная мать
Покинет их под ивой
рассказывая о том, что взрослые птицы не принимают обратно птенцов, которых даже слегка коснулась рука человека.
Описывая картину Людвига Кнауса «Девочка в поле», Галина Дядина от имени героини картины с огромной любовью пишет о крошечной божьей коровке, которую могла бы, не заметив, раздавить.

«Ребёнок с кнутиком» знаменитого Пьера-Огюста Ренуара изображает девочку с кнутом для пони:
«Лучше б Саше подарили
Шар воздушный или мяч.
Что вы, гости, натворили!
Тише, поничка, не плачь…
Галина Дядина
Рассказывая о картинах, как об интересных, эмоционально ярких историях, перенесённых на холст, Андрей Усачёв и Галина Дядина добиваются эффекта полного восприятия и понимания замысла художника. Ребёнок с лёгкостью запомнит сюжеты легендарных полотен и с большим интересом продолжит знакомство с миром живописи.
Помогают в «Прогулках по Эрмитажу» знаменитые музейные коты, нарисованные Еленой Гозман.
Кстати, история о котах Эрмитажа – это еще один интереснейший рассказ, которым могут дополнить чтение книги сами родители.
В конце «Прогулок по Эрмитажу» авторы предлагают юным читателям потренироваться в создании картин по заданному сюжету. Этот своеобразный мастер-класс может стать для детей интересным художественным опытом, который приобщит их к огромному и прекрасному миру живописи.
Усачёв А. Дядина Г. Прогулки по Эрмитажу. Санкт-Петербург. Издательство «Азбука», 2023. (Серия «Весёлые уроки»).
Другие статьи по теме: