Мария Марышева – библиотекарь Центральной детско-юношеской библиотеки г. Череповца Вологодской области, автор программы по развитию чтения с элементами библиотерапии «Читаю, чтобы знать, понимать, чувствовать…». Программа в 2021 году признана победителем в областном конкурсе библиотечных проектов и программ по приобщению детей к чтению в номинации «Лучший проект для подростков». И именно о ней Мария нам рассказала.

Мария Марышева
Мария Марышева

– Почему вы решили создать программу по развитию чтения?

– Мне нравится обсуждать книги и сам процесс чтения с людьми разного возраста. Когда была в отпуске по уходу за третьим ребенком, придумала трёхдневный интенсив для мам малышей «Читаем с ребенком. Что? Как? Зачем?». Проводила занятия на базе одного из детских центров города, позже адаптировала содержание под возраст с младенчества до младших школьников.

Идея проводить книжные встречи для подростков родилась, когда я пришла работать в ЦДЮБ и попала в отдел «Юниор»: поскольку целевая аудитория отдела – школьники с 5 по 9 класс, стала искать варианты разработок для этого возраста. Думаю, если бы работала в детском отделе, начала бы реализовывать программу для детсадовцев и младших школьников. А также их родителей (смеётся). Мне очень близка тема семейного чтения, верю, что читатель рождается прежде всего в семье.

От задумки до воплощения идеи в жизнь прошло чуть более двух лет. Я наблюдала за читателями, беседовала с родителями и учителями, подбирала литературу, составляла план. Программу рассматривали на комиссии по проектам, утверждали.
Важно было найти компромисс между требованиями к реализации программы в рамках работы библиотеки и моим личным ощущением, как эта программа будет жить и развиваться.

В моём представлении это живой проект, потому что на каждом занятии происходит непосредственная встреча книги и читателя. Какой она будет? Какие открытия возникнут у взрослых и детей? Какие вопросы прозвучат? Что мы узнаем друг о друге, о книге и о себе? Заранее нельзя спланировать эти вещи.

– Расскажите, пожалуйста, о программе. С кем и как проходят занятия, есть ли какой-то определённый сценарий?

– Сейчас я реализую свою программу только в рамках библиотечной работы, то есть провожу встречи со школьниками 5-9 классов. Учителя звонят, записываются на мероприятия, согласовываем детали, проводим.

Форма работы – вопрос сложный (улыбается). Понятно, что она сильно зависит от возраста читателей, но оказалось, что и от темы встречи тоже. Причём выяснилось это непосредственно в ходе проведения занятий. Так, в январе мы сочиняли рецепт счастья, в феврале отправились в путешествие в страну дружбы, в марте открыли дискуссионный клуб и т.д. То есть каждый раз это что-то особенное, зависящее от возраста читателя, темы встречи и книг, о которых мы говорим.

По моим наблюдениям, дети воспринимают меня как взрослого с книгой, но иначе, чем учителя. Сначала настороженно немного, потом расслабляются (смеётся).

С одной стороны, это может быть обусловлено тем, что я говорю о современной литературе, моя задача показать, что есть книги, в которых герои решают те же проблемы и переживают те же радости, что и читатели (в том числе потенциальные). Плюс я не ставлю оценок, подчеркиваю, что нет в нашем разговоре неверных ответов, каждый проживает книгу по-своему, а значит, мнение каждого из нас ценно. И еще, конечно, момент НЕобязательности. Когда сообщаю, что книги, о которых мы говорим, вы можете прочитать, если захотите, если вам интересно узнать, чем закончится, если герои похожи на вас или ваших друзей, если (тут возможен любой подходящий конкретному читателю вариант), дети чаще всего реагируют так: Да ладно? правда необязательно? Тогда почитаю!

– А какие книги вы берёте для обсуждения?

— Изначально предполагалось, что программа создается для того, чтобы продвигать книги из нашей библиотеки. То есть такая простая и понятная схема: я рассказываю про книги, дети приходят, берут в библиотеке эти книги. И список по темам вначале тоже был сформирован из книг, которые есть в нашем отделе. Трудность в том, что некоторые книги в библиотечной системе нашего города в единственном экземпляре, только в нашем филиале. На встречах родители пятиклассников и некоторые педагоги говорили, что готовы купить книги, если их нет в библиотеке, но не знают, что именно выбрать. Это навело меня на мысль добавлять в список новые книги, которые подходят по теме и возрасту, не обязательно из библиотечного фонда.

И я всегда при составлении любых рекомендательных списков говорю о том, что, направляясь на поиски конкретной книги, читатель непременно столкнется с выбором, увидит другие книги этого автора, книги на такую же тему, или вообще его привлечет книга с интересной обложкой на соседней полке. То есть путешествие в книжный мир начнется (улыбается).

– Где вы черпаете вдохновение, находите новые подходы для реализации задуманного?

– Много энергии для продолжения работы даёт обратная связь от педагогов и родителей, вопросы детей, заинтересованный взгляд, восторг от вручения письма «от настоящего писателя», готовность поспорить, рассказать «а у меня вот так было». Как понять, что книга услышана, читатель увидел что-то близкое ему, что-то понятное, про что хочется еще больше узнать, прочитать, послушать? По мгновенно возникающей реакции. Например, на майской встрече о книгах про войну дети затаили дыхание и вместе со мной выдержали паузу после чтения отрывка из книги про блокаду, чтобы не расплакаться, чтобы почувствовать, – и стало очевидно, что встреча не в пустоту.

Конечно, знакомлюсь с опытом коллег из других библиотек, участвую в профессиональных конференциях, например, в РГДБ и РГБМ, на которых случаются прекрасные знакомства с людьми, погружёнными в свое дело. И потом, когда живёшь проектом, каким-то чудесным образом в твою жизнь приходят люди, образ мыслей и интересов которых очень созвучен твоему. Начинается обмен идеями, книгами. Что-то откликается очень, другие обсуждения трансформируются в новые идеи.

– Вы планируете и дальше работать по уже сложившейся программе?

– Хочу развивать её, потому что это работа по любви. Потому что мне интересно изучать особенности чтения в разном возрасте, интересно наблюдать за встречей ребёнка и книги. Я убеждена, что чтение по-прежнему важно в жизни. Что чтение художественной литературы дает нам прекрасные возможности для развития эмоционального интеллекта, когда в безопасных условиях дети проживают разные ситуации, близкие и понятные, с которыми они могут столкнуться в жизни. И мы говорим о том, как со случившимся справляются персонажи. А ребенок переносит этот опыт на свою жизнь и тоже рассуждает, переживает, радуется, горюет, злится… Невозможно заставить полюбить чтение, но мы, взрослые, точно в силах показать возможности, которые открываются перед человеком читающим. И ощущение того, что я могу быть помощником, навигатором, партнером в этом виде деятельности важно.

Интервью брала Мария Ушенина

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ