Немного тепла и мудрости

Дельфина Пессан. Фиалки цветут зимой
Дельфина Пессан. Фиалки цветут зимой

Юной Маргерит предстоит двухмесячная лицейская практика. Предыдущую, с детьми, она, по её собственным словам, «провалила». Зато вторую и последнюю ждёт с самого начала учебного года. Дело в том, что Маргерит предстоит отправиться в дом престарелых под названием Бель Эйр.

Странноватый выбор, сказали бы многие. А вот сама Маргерит так не считает. «Если ты стал стариком, значит, жил, любил, страдал. Был отважным, боялся, вел себя глупо, влюблялся. Ошибался, выбирал – и почему бы теперь откровенно во всем этом не признаться?Как бы мне хотелось, чтобы мама стала старой».

Если бы была бы жива.

Мама Маргерит погибла в аварии два года назад. Девушка винит в этом отца, ведь в момент аварии родители сильно ругались, папа кричал на маму и не справился с управлением. Вот уже два года Маргерит чувствует внутри себя огромный шар из злости и обвинений, который ей хочется бросить в лицо отцу. Она не делает этого, их жизни совсем перестали пересекаться. Но Маргерит необходимо почувствовать себя нужной, ощутить смысл жизни, который кажется утерянным навсегда. Поэтому она идёт работать в дом престарелых.

Сначала она кажется там чужеродным объектом, в своих жёлтых кроксах и с неизменным париком на голове. Она меняет парики в зависимости от состояния: розовый — когда хочется казаться нежной; красный – для особенно боевого настроения; с синим она похожа на героиню из японских манга.

В это же время в Бель Эйр привозят пожилую Виолетт Флоран. Она вынуждена покинуть свой старый уютный дом с запущенным садом и любимого кота Репейника из-за пугающих симптомов болезни. Последней каплей стал случай, когда Виолетт потеряла сознание, упала и пролежала довольно долго на полу, пока её не обнаружила соседка. Сын Антуан живёт далеко, и оставлять Виолетт без медицинского ухода стало опасно. Но какая же это мука для старого человека – бросить любимый дом и сад и очутиться в комнатушке размером двенадцать квадратных метров в окружении незнакомых людей!

Там они и знакомятся: Маргерит и Виолетт. «Вы заметили, что нас обеих зовут именами цветов? Забавно, правда?» — спрашивает девушка.

Этика персонала Бель Эйр запрещает сближаться с обитателями дома престарелых и привязываться к ним. Главным образом потому, что тогда сиделкам попросту не хватит времени на то, чтобы уделить внимание всем. Но Маргерит не согласна с таким положением вещей. Для девушки главное – не только помочь старикам в уходе за собой, но и поговорить с ними, справиться о состоянии, мыслях, поддержать шуткой.

Тем более, что настроение у её подопечной Виолетт Флоран хуже некуда. Старушка беспокоится о коте Репейнике, который сбежал в день переезда и до сих пор не нашёлся. Соседка по дому и сын не добавляют оптимизма, осторожно намекая Виолетт на то, что кот уже не вернётся. Юная Маргерит оказывается единственным человеком, которому небезразлична судьба Репейника. Девушка отправляется к дому Виолетт, находит тощего и одичавшего кота и забирает его с собой.

День за днём Маргерит и Виолетт всё больше узнают друг друга. Маргерит рассказывает о своей трагедии и гибели мамы. Ей кажется необходимым поговорить с отцом и выяснить все обстоятельства, но Виолетт пытается переубедить её, говоря, что есть вещи, о которых лучше не знать. Ведь и в её жизни есть тайна: сын Антуан рождён не от умершего давно законного мужа, а вследствие короткой, внезапно вспыхнувшей любви в далёком 1968 году. Виолетт всю жизнь хранила это в секрете, но сын узнал о своём происхождении и не простил матери молчания. Разговора между ними так и не случилось, а выросшая стена недоверия становилась всё прочнее и прочнее…

Но Маргерит хочет докопаться до истины. Она достаёт коробку с документами и находит в ней письма от незнакомого мужчины, адресованные матери. Вдруг всё меняется местами: отец больше не виновник событий, а жертва? Мама, которую Маргерит боготворила всю жизнь, оказалась предателем? Вся злость и ярость юности обрушиваются на другого «виновника». Маргерит хочет поделиться своими переживаниями с Виолетт, но Флоран готовят к операции и этот момент кажется ей неподходящим для таких мыслей и эмоций. А вот пожилая женщина торопится сказать самое важное, с чем можно опоздать навсегда.

«Ты необыкновенный человек, детка, настоящее сокровище и редкостная находка. Нас разделяет так много лет, и всё же… Я полюбила тебя, моя дорогая Маргерит!»

И как только Виолетт произносит эти слова, в душе девушки как будто тают осколки льда.

«Я заплакала. Но не от злости: я заплакала по своему потерянному детству.
Я заплакала потому, что моей семьи, какой я её знала раньше, больше не существовало.
Я заплакала потому, что бабушка, которую я сейчас обнимала, стала для меня очень важным человеком. Я заплакала потому, что боялась её отпустить и больше никогда не увидеть».

Взросление – это всегда больно. В ушах Маргерит стоят слова старой мудрой подруги о том, что её мама оказалась не идеальна, а отец оказался не тем чудовищем, которым она его себе представляла. Но это ровным счётом ничего не меняет! Никто не идеален, но нужно принять это и, по возможности, простить. А главное, — встретиться лицом к лицу со своими страхами и жить дальше. Ведь «…страх никогда не предотвращает того, что должно произойти. Он только всё усложняет».

Эти слова оказываются решающими. Маргерит стягивает с головы парик, который безжизненной массой валится на пол. Перед зеркалом стоит высокая худая девушка с коротким ёжиком на голове, у которой от уха до уха тянется толстый шрам толщиной в палец.

Маргерит боится своего отражения и того, что о ней скажут люди. Но она устала испытывать страх.

«- Я долго не могла заставить себя смотреть на своё отражение… Кто это вообще такой там, в зеркале?
— Там в зеркале – самая отважная девушка из всех, кого я знаю…»

Так отвечает ей Виолетт, глядя прямо в глаза.

А тут ещё этот новый сотрудник Бель Эйр по имени Ромен, который как-то по-особенному вглядывается в Маргерит и всегда старается оказаться рядом. Похоже, она ему не безразлична. А он ей? И как он воспримет её с этим шрамом?

«Знаешь, Маргерит, — говорит ей Ромен. – У каждого из нас есть свои пробоины. Их можно тщательно маскировать, стараясь убедить себя самого в том, что их нет. А можно примириться с их существованием и попытаться починить».

Похоже, жизнь налаживается.

Маргерит приносит кота Репейника в Бель Эйр, и он становится полноправным обитателем дома престарелых. Виолетт счастлива. Операция проходит благополучно, и мадам Флоран решается на откровенный разговор с сыном, что, наконец, помогает им понять друг друга.

Маргерит понимает, что в её сердце не осталось места для зла, обид и ярости. В ту же ночь ей снится мама.

«Ты больше на меня не злишься?» — спрашивает мама.
«Нет, больше не злюсь… Теперь я понимаю: никто не виноват. Ты умерла, и я не хотела с этим смириться».

Прими себя и свою жизнь и делай всё, что в твоих силах! – учит книга Дельфины Пессан. Не пытайся зависеть от мнения окружающих, ищи то, что близко тебе, что глубоко проникает в твоё сердце и оставляет в нём отклик, тогда ты останешься Человеком. Старайся вкладывать в свои слова и поступки максимум смысла, относиться к людям небезразлично, и ты увидишь, сколько добра может принести одно вовремя сказанное слово.

«Фиалки цветут зимой» написана нарочито простым языком. Таким языком говорят подростки, избегая лишних эмоций, которые кажутся им сценой из «плохого реалити-шоу». Но за этими скупыми словами стоят настоящие эмоции, подчас гораздо более острые, чем переживания взрослых, умудрённых жизнью людей: настоящие страдания, потери, обретение себя и смысла жизни.

«Фиалки цветут зимой» — это метафора сложной ситуации, в которой душа словно замораживается, или старости, в которой исчезает радость бытия? Как бы то ни было, дружба Маргерит и Виолетт Флоран вернула обеим смысл жизни. Оказалось, для этого нужно совсем немного тепла, понимания и мудрости.

Пессан Дельфина. Фиалки цветут зимой. Перевод с французского Иры Филипповой. Москва. Издательство «КомпасГид», 2024.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ