Архангельские чудеса
Дед Матвей и бабка Анисья, жители северной поморской деревни ждут в гости внучку. Дед решает смастерить в подарок девчушке деревянных кукол. Перед глазами читателя разворачивается увлекательный процесс создания матрёшки: от работы с деревянными заготовками до росписи и покрытия куколок лаком. Выструганные и отшлифованные куклы, по словам бабки Анисьи, «хоть и белые, как бельё после стирки, а в душе-то не отзывается». И мастер расцвечивает свои творения радостными колерами, да еще и «каждой животину дописал»: кому корову, кому козлика, кому собачку, кому гуся и так далее – каждой кукле по питомцу, которого встретишь в любой деревне.

Любуясь сноровистой работой деда Матвея, читатель попутно узнаёт разные интересные факты. Например, для изготовления матрешки требуется не любая древесина, а та, что два года сушилась без коры. Куклы получают от своего творца наименование «мудрёши», ведь конструкция у каждой и вправду мудрёная: они раскрываются пополам, и в каждой куколке сидит ещё одна — поменьше. А потом дед решает, что название «матрёшка» новой игрушке подходит больше всего. Так Денис Макурин предлагает свою собственную, уютно-домашнюю историю появления знаменитой игрушки, которая стала одним из символов России.
Когда наконец приезжает внучка Ксюша, дед дарит ей матрёшку и с удовольствием наблюдает восхищение девочки, впервые увидевшей такую необычную игрушку. И правда, кто впервые давал в руки ребенку матрёшку, подтвердит, какое изумление и благоговейный восторг испытывают малыши, открывая одну за другой чудесных куколок и обнаруживая в них новых, еще меньше и прелестнее.
А потом дедушка рассказывает внучке про каждую матрёшку историю, вроде бы сказочную, а на самом деле — жизненную. Про самую большую, старшую в матрёшечной семье, названную Матрёной, — история суровая, трагическая даже, но, как и положено в сказке, со счастливым концом. Во время войны Матрёна, мать пятерых детей, отправляется в соседнюю деревню навестить сестру и обнаруживает семерых ее детей голодными, грязными, отощавшими. Оказывается, мать их утонула, а отец погиб на фронте. Матрёна забирает их к себе и поднимает на ноги всех двенадцать детей. Затаив дыхание слушает внучка Ксюша эту историю, которая оказывается историей ее собственной семьи. Ведь это ее прабабушка Матрёна спасла от голодной смерти племянников и вырастила их, несмотря на невероятные трудности военного времени, вместе со своими собственными детьми. И бабушка Анисья, слушая этот рассказ, утирает слезы, тихо радуясь и изумляясь, как дедушка Матвей «про её братавьёв и маму правдиво рассказал».
Второй дедушкин рассказ про матрёшку-пастушку по имени Сплетёна. Но не от слова «сплетни», а от ее умения плести красивые венки и петь — плести красивые мелодии. Благодаря верному козлику Яшке и собачке Жуле Сплётена отбила стадо от волков. Может быть, изнеженным городским читателям финал этой истории покажется жестким, ведь волка в результате ждал печальный конец: «Вон, шкура того волка в комнате на полу лежит – две ровные дырки от рогов да рваная от картечи». Денис Макурин рассказывал, что волки нередко заходят в сёла Архангельской области, где живёт писатель, и даже крадут собак, сидящих на цепи.

Писатель приводит читателя к мысли о том, что любое существо достойно уважения, даже если это козёл, который в сказках, да и в жизни, пользуется дурной репутацией. Стереотипное мнение внучки про козлика («Они же вредные!») дедушка развеивает своими историями о дружбе человека и животных, благодаря которой побеждается голод и холод, а сильный и жестокий враг терпит поражение. Вот и гусь, который поначалу кажется читателю хитрым и болтливым, спасает свою хозяйку, матрёшку Соню, от медведя. Благодаря его храбрости и сообразительности медведя удается прогнать из дома, куда он залез, чтобы чем-нибудь поживиться. И каждая глава — добрый, наполненный добродушным юмором рассказ о дружбе героини-матрёшки с лохматым или пернатым питомцем. У Веселёны это собачка Жулька, у Сони гусь, у Марфы кошка Буся, у Лады несушка Тоня…
Каждая история имеет определенную мораль, изящно вписанную в приключенческое, полное юмора повествование. Читатель незаметно, но крепко усваивает важные выводы. Семья — основа всего, и если в ней царят забота друг о друге, тепло, радушие, терпение и великодушие — то это самое большое счастье. Очень важно ценить дружбу, которой одаривает тебя человек, зверь или птица. Эта книга, как и другие произведения Дениса Макурина, о широте души русского человека, о милосердии и жертвенности. О бережном отношении к природе, к братьям нашим меньшим.
Язык произведения, как всегда у Дениса Макурина, поэтичный, напевный, наполненный традиционными фольклорными образами, лексическими и синтаксическими элементами народной сказки, песни. И всё это в меру, очень органично. По страницам рассыпаны, как самоцветы, меткие, ёмкие поговорки (они выделены цветом, но не банально-красным, а благородным его оттенком, в одних классификациях палитры он называется кораллово-красным, в других красно-оранжевым, бургундия, впрочем, это зависит от особенностей нашего личного восприятия). Часть из поговорок — народные, часть — мастерские стилизации самого автора, перифразы известных поговорок и пословиц. «Дружные сороки хоть чёрта съедят» «Коли корова во дворе, так и еда на столе» «Ждать да догонять — покоя не видать» «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат». «У страха глаза что плошки, всё одно не видят и крошки». «Не пропадёт Ермошка, если в хозяйстве корова да кошка».
Особенность стиля Дениса Макурина — рифмованная проза. Если почти все «Новые сказки Севера» написаны в рифму, то в историях о матрёшках рифма мерцающая: то появляется, то исчезает. И это придает произведению гораздо больше свободы, вольного дыхания, раскованности, чем необходимость от начала до конца соблюдать заданный ритмический рисунок и рифмовку.

В книге переданы речевые особенности жителей северных областей России. Местный певучий говор, свойственные речи деревенских жителей грамматические и лексические детали придают дополнительный колорит повествованию. «Поди, дедко! А я пока пирогами займусь, тож маленько на дело отвлекусь». «Разболакайся у дверей, руки мой и за стол скорей!» «Сама бы играла, да только ковды?» «Хорошай! Сладкой!» (это гусь говорит про медведя).
Прекрасным дополнением текста служат иллюстрации, выполненные в комбинированной технике: рисунки и кусочки ткани, любопытная получается аппликации. Иллюстрации насыщены деталями деревенского быта, их хочется разглядывать подолгу. При этом в них есть та «красота без пестроты», о которой говорится в самом начале книги применительно к матрёшкам. Интересно, что на первом и последнем красочных разворотах книги размещена настольная игра по мотивам приключений героев.
Про матрёшек написано множество произведений, но история Дениса Макурина выглядит свежо, оригинально, убедительно. Закрываешь книгу с задумчивой доброй улыбкой и благодарностью к замечательному писателю.
«»Красоту без пестроты» как идею вынашивал пару лет, — говорит Денис Макурин. — Хотелось рассказать легко и весело о деревянной игрушке, но так, чтобы сказка не была вторичной. Долго ломал голову над сюжетом, пока на глаза не попалась фотография с матрешкой в виде крестьянской семьи, где у каждой куклы домашнее животное пририсовано. Как картинку увидел, так история в голове и сложилась».

Это – первая часть своеобразной трилогии о деревянной игрушке. Готовится к печати вторая часть под названием «Будь, что не бывает». «Там тоже история про матрёшку, но у куколок уже не животные пририсованы, а инструменты: топор, прялка, скалка, удочка, серп… Оформлена в том же стиле, что и «Красота без пестроты», — говорит Денис Макурин. — Обе книжки довольно долго находились в работе в издательстве из-за сложной техники и занятости художницы (по 2 года каждая). После этих двух историй написал «Поморские штучки» – вот как долго тема с деревянной игрушкой не отпускала. Запала на три книжки хватило. Правда, последняя уже не про матрешку, а про деревянную поморскую игрушку в целом, но это всё звенья одной цепи. На обложке книги «Будь, что не бывает» разместили мои слова из интервью «Независимой газете»: «Сегодня деревянные изделия, будь то игрушки, ложки, ковши да плошки – это больше сувенир, элемент декора. А в прежние времена — неотъемлемая часть жизни. Игрушка и оберегом служила (на Севере и по сей день суеверие с православием рука об руку живут: верят и в Христа, и в домового). Игрушкой и к бережливости детей приучали (всю мелочовку из остатков, обрезков после строительства домов, бань или амбаров мастерили). И с малых лет к труду приноравливали, плотницкий инструмент: топорик, нож, стамески — в детских руках никого не пугал и не удивлял. А бывало и так, что резьба по дереву помогала поморам время скоротать: чтобы и голова, и руки при деле были – хуже не придумаешь, если промышленник, застряв у чужих берегов на зимовку, впадал в отчаяние от мыслей и тоски по дому, много бед из-за этого случалось.
Именно поэтому деревянные игрушки так вдохновляют современных резчиков, художников и писателей. И я уверен, что о них будет сложено ещё немало добрых историй».
Будем с нетерпением ждать от Дениса Макурина этих чудесных историй!
Макурин, Д. Красота без пестроты / Денис Макурин ; художник Елена Потякина. — Санкт-Петербург : Детское время, 2022. — 80 с. : ил.