Архангельские чудеса

Дед Матвей и бабка Анисья, жители северной поморской деревни ждут в гости внучку. Дед решает смастерить в подарок девчушке деревянных кукол. Перед глазами читателя разворачивается увлекательный процесс создания матрёшки: от работы с деревянными заготовками до росписи и покрытия куколок лаком. Выструганные и отшлифованные куклы, по словам бабки Анисьи, «хоть и белые, как бельё после стирки, а в душе-то не отзывается». И мастер расцвечивает свои творения радостными колерами, да еще и «каждой животину дописал»: кому корову, кому козлика, кому собачку, кому гуся и так далее – каждой кукле по питомцу, которого встретишь в любой деревне.

Денис Макурин. Красота без пестроты
Денис Макурин. Красота без пестроты

Любуясь сноровистой работой деда Матвея, читатель попутно узнаёт разные интересные факты. Например, для изготовления матрешки требуется не любая древесина, а та, что два года сушилась без коры. Куклы получают от своего творца наименование «мудрёши», ведь конструкция у каждой и вправду мудрёная: они раскрываются пополам, и в каждой куколке сидит ещё одна — поменьше. А потом дед решает, что название «матрёшка» новой игрушке подходит больше всего. Так Денис Макурин предлагает свою собственную, уютно-домашнюю историю появления знаменитой игрушки, которая стала одним из символов России.

Когда наконец приезжает внучка Ксюша, дед дарит ей матрёшку и с удовольствием наблюдает восхищение девочки, впервые увидевшей такую необычную игрушку. И правда, кто впервые давал в руки ребенку матрёшку, подтвердит, какое изумление и благоговейный восторг испытывают малыши, открывая одну за другой чудесных куколок и обнаруживая в них новых, еще меньше и прелестнее.

А потом дедушка рассказывает внучке про каждую матрёшку историю, вроде бы сказочную, а на самом деле — жизненную. Про самую большую, старшую в матрёшечной семье, названную Матрёной, — история суровая, трагическая даже, но, как и положено в сказке, со счастливым концом. Во время войны Матрёна, мать пятерых детей, отправляется в соседнюю деревню навестить сестру и обнаруживает семерых ее детей голодными, грязными, отощавшими. Оказывается, мать их утонула, а отец погиб на фронте. Матрёна забирает их к себе и поднимает на ноги всех двенадцать детей. Затаив дыхание слушает внучка Ксюша эту историю, которая оказывается историей ее собственной семьи. Ведь это ее прабабушка Матрёна спасла от голодной смерти племянников и вырастила их, несмотря на невероятные трудности военного времени, вместе со своими собственными детьми. И бабушка Анисья, слушая этот рассказ, утирает слезы, тихо радуясь и изумляясь, как дедушка Матвей «про её братавьёв и маму правдиво рассказал».

Второй дедушкин рассказ про матрёшку-пастушку по имени Сплетёна. Но не от слова «сплетни», а от ее умения плести красивые венки и петь — плести красивые мелодии. Благодаря верному козлику Яшке и собачке Жуле Сплётена отбила стадо от волков. Может быть, изнеженным городским читателям финал этой истории покажется жестким, ведь волка в результате ждал печальный конец: «Вон, шкура того волка в комнате на полу лежит – две ровные дырки от рогов да рваная от картечи». Денис Макурин рассказывал, что волки нередко заходят в сёла Архангельской области, где живёт писатель, и даже крадут собак, сидящих на цепи.

Денис Макурин. Красота без пестроты
художник Елена Потякина

Писатель приводит читателя к мысли о том, что любое существо достойно уважения, даже если это козёл, который в сказках, да и в жизни, пользуется дурной репутацией. Стереотипное мнение внучки про козлика («Они же вредные!») дедушка развеивает своими историями о дружбе человека и животных, благодаря которой побеждается голод и холод, а сильный и жестокий враг терпит поражение. Вот и гусь, который поначалу кажется читателю хитрым и болтливым, спасает свою хозяйку, матрёшку Соню, от медведя. Благодаря его храбрости и сообразительности медведя удается прогнать из дома, куда он залез, чтобы чем-нибудь поживиться. И каждая глава — добрый, наполненный добродушным юмором рассказ о дружбе героини-матрёшки с лохматым или пернатым питомцем. У Веселёны это собачка Жулька, у Сони гусь, у Марфы кошка Буся, у Лады несушка Тоня…

Каждая история имеет определенную мораль, изящно вписанную в приключенческое, полное юмора повествование. Читатель незаметно, но крепко усваивает важные выводы. Семья — основа всего, и если в ней царят забота друг о друге, тепло, радушие, терпение и великодушие — то это самое большое счастье. Очень важно ценить дружбу, которой одаривает тебя человек, зверь или птица. Эта книга, как и другие произведения Дениса Макурина, о широте души русского человека, о милосердии и жертвенности. О бережном отношении к природе, к братьям нашим меньшим.

Язык произведения, как всегда у Дениса Макурина, поэтичный, напевный, наполненный традиционными фольклорными образами, лексическими и синтаксическими элементами народной сказки, песни. И всё это в меру, очень органично. По страницам рассыпаны, как самоцветы, меткие, ёмкие поговорки (они выделены цветом, но не банально-красным, а благородным его оттенком, в одних классификациях палитры он называется кораллово-красным, в других красно-оранжевым, бургундия, впрочем, это зависит от особенностей нашего личного восприятия). Часть из поговорок — народные, часть — мастерские стилизации самого автора, перифразы известных поговорок и пословиц. «Дружные сороки хоть чёрта съедят» «Коли корова во дворе, так и еда на столе» «Ждать да догонять — покоя не видать» «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат». «У страха глаза что плошки, всё одно не видят и крошки». «Не пропадёт Ермошка, если в хозяйстве корова да кошка».

Особенность стиля Дениса Макурина — рифмованная проза. Если почти все «Новые сказки Севера» написаны в рифму, то в историях о матрёшках рифма мерцающая: то появляется, то исчезает. И это придает произведению гораздо больше свободы, вольного дыхания, раскованности, чем необходимость от начала до конца соблюдать заданный ритмический рисунок и рифмовку.

Денис Макурин. Красота без пестроты
художник Елена Потякина

В книге переданы речевые особенности жителей северных областей России. Местный певучий говор, свойственные речи деревенских жителей грамматические и лексические детали придают дополнительный колорит повествованию. «Поди, дедко! А я пока пирогами займусь, тож маленько на дело отвлекусь». «Разболакайся у дверей, руки мой и за стол скорей!» «Сама бы играла, да только ковды?» «Хорошай! Сладкой!» (это гусь говорит про медведя).

Прекрасным дополнением текста служат иллюстрации, выполненные в комбинированной технике: рисунки и кусочки ткани, любопытная получается аппликации. Иллюстрации насыщены деталями деревенского быта, их хочется разглядывать подолгу. При этом в них есть та «красота без пестроты», о которой говорится в самом начале книги применительно к матрёшкам. Интересно, что на первом и последнем красочных разворотах книги размещена настольная игра по мотивам приключений героев.

Про матрёшек написано множество произведений, но история Дениса Макурина выглядит свежо, оригинально, убедительно. Закрываешь книгу с задумчивой доброй улыбкой и благодарностью к замечательному писателю.

«»Красоту без пестроты» как идею вынашивал пару лет, — говорит Денис Макурин. — Хотелось рассказать легко и весело о деревянной игрушке, но так, чтобы сказка не была вторичной. Долго ломал голову над сюжетом, пока на глаза не попалась фотография с матрешкой в виде крестьянской семьи, где у каждой куклы домашнее животное пририсовано. Как картинку увидел, так история в голове и сложилась».

Денис Макурин
Макурин Денис Владимирович

Это – первая часть своеобразной трилогии о деревянной игрушке. Готовится к печати вторая часть под названием «Будь, что не бывает». «Там тоже история про матрёшку, но у куколок уже не животные пририсованы, а инструменты: топор, прялка, скалка, удочка, серп… Оформлена в том же стиле, что и «Красота без пестроты», — говорит Денис Макурин. — Обе книжки довольно долго находились в работе в издательстве из-за сложной техники и занятости художницы (по 2 года каждая). После этих двух историй написал «Поморские штучки» – вот как долго тема с деревянной игрушкой не отпускала. Запала на три книжки хватило. Правда, последняя уже не про матрешку, а про деревянную поморскую игрушку в целом, но это всё звенья одной цепи. На обложке книги «Будь, что не бывает» разместили мои слова из интервью «Независимой газете»: «Сегодня деревянные изделия, будь то игрушки, ложки, ковши да плошки – это больше сувенир, элемент декора. А в прежние времена — неотъемлемая часть жизни. Игрушка и оберегом служила (на Севере и по сей день суеверие с православием рука об руку живут: верят и в Христа, и в домового). Игрушкой и к бережливости детей приучали (всю мелочовку из остатков, обрезков после строительства домов, бань или амбаров мастерили). И с малых лет к труду приноравливали, плотницкий инструмент: топорик, нож, стамески — в детских руках никого не пугал и не удивлял. А бывало и так, что резьба по дереву помогала поморам время скоротать: чтобы и голова, и руки при деле были – хуже не придумаешь, если промышленник, застряв у чужих берегов на зимовку, впадал в отчаяние от мыслей и тоски по дому, много бед из-за этого случалось.

Именно поэтому деревянные игрушки так вдохновляют современных резчиков, художников и писателей. И я уверен, что о них будет сложено ещё немало добрых историй».

Будем с нетерпением ждать от Дениса Макурина этих чудесных историй!

Макурин, Д. Красота без пестроты / Денис Макурин ; художник Елена Потякина. — Санкт-Петербург : Детское время, 2022. — 80 с. : ил.

ПроДетлит

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ