Вместе лучше!
Бельчонку Рыжику во время прогулок по лесу приглянулось ветвистое, раскидистое дерево, которое он тут же самонадеянно себе присвоил: «Я первый его нашёл! Значит, теперь оно моё, только моё!» Мудрое дерево ласково пытается образумить маленького жадину: «Мы живём тут все вместе, малыш. Я не могу быть только твоим, я для всех, понимаешь?» И действительно, в ветвях гостеприимного дерева находят приют птицы, по стволу снуют многочисленные жучки-паучки, гусенички, на листья садятся мошки. Даже слон приходит почесать спину о ствол дерева, и всем оно радо помочь, дать защиту, кров, пропитание. Бельчонка это страшно возмущает, и он решает «наказать» дерево – покинуть его. Но, сорвавшись, падает прямо на спину притаившегося под деревом Леопарда. Причём грозный зверь буквально «зеркалит» Рыжика, дословно повторяя слова, которые совсем недавно заносчиво произносил бельчонок: «Это дерево только моё!»

В ужасе убегая от хищника, бельчонок пытается спрятаться в дупле всё того же дерева, и вдруг неожиданно для него все, кого он недавно презирал, дружно бросаются на его защиту. «Жучки-паучки, зверушки да мушки и даже тихая гусеничка затрещали, зажужжали, загудели, засвистели… От этого гвалта голова Леопарда пошла кругом, и он чуть не оглох». Леопард позорно ретируется, а Рыжик, раскаявшись, просит прощения у дерева за свою глупость, жадность и ревность, и дерево не только позволяет ему остаться жить в своих ветвях, но и знакомит с юной белочкой. Концовка почти как в традиционных народных сказках: герой находит свою вторую половинку. Бельчата пока ещё совсем малыши, поэтому весело играют в ветвях. Завершается сказка ненавязчивой моралью. «Эй, малыш, – окликнуло его дерево, – ты всё ещё хочешь, чтоб я было только твоим и больше ничьим? – Конечно, нет! Хочу, чтобы ты было для всех! Вместе и вправду лучше!»
На примере главного героя, бельчонка, малыши учатся делиться с другими, делают первые шаги к осознанному подавлению собственнического инстинкта, который формируется уже с двух лет, что облегчит в дальнейшем вхождение ребёнка в коллектив и позволит эффективно строить добрососедские отношения с окружающими.
История о преодолении эгоизма и собственнических инстинктов во имя дружбы и коллективизма сопровождается милыми иллюстрациями. Нежные акварельные рисунки можно подолгу рассматривать: на них множество мелких деталей, развивающих внимательность. Разноцветные бабочки, улитки, пчёлки, стрекозы, птички-колибри, хамелеончики, даже лягушата и ящерки – каждый со своей индивидуальной мимикой, движениями, особой грацией. Кажется, всё на этих рисунках движется, порхает, живёт. Тонкие, изящные линии, мягкие, полупрозрачные и в то же время разнообразные по оттенкам цвета – всё это создаёт ощущение свежести, объёма и в то же время уюта. А главное – формирует художественный вкус дошкольников.
Джессика Мезерв – молодая, талантливая британская художница, выпускница Эдинбургского колледжа, бакалавр и магистр книжной иллюстрации, автор нескольких собственных книжек-картинок. По признанию художницы, больше всего она любит рисовать детей, животных и природу. Эта любовь в полной мере проявилась в книжке «Дерево для Рыжика», которое излучает доброту и тепло.
Мезерв, Д. Дерево для Рыжика : [книжка-картинка] / Джессика Мезерв ; перевод с английского К. Петровой ; иллюстрации автора. – Москва : Мелик-Пашаев, 2025. – 28 с. : цв. ил. – (Для самых маленьких).


