«Пасёнком звали маленького игрушечного поросёнка почти из того же материала, что и махровое полотенце. Живот у него был набит пластмассовыми шариками, так что его интересно было бросать. Мягкими лапками было очень удобно вытирать слезы…»

Почему-то уже от этих, самых первых, строк сказочной повести Джоан Роулинг неожиданно сжимается сердце. Они напомнят детское ощущение глубокой привязанности – к человеку, к игрушке ли, к щенку или котенку. И ощущение утраты, такое острое в детстве и отрочестве. А утраты в жизни Джека начались слишком рано. Когда он учился в первом классе, от них с мамой ушел папа. Джеку пришлось расстаться с друзьями, переехать вместе с мамой в новый дом поближе к бабушке с дедушкой. И наконец потерять того, кто занимал в его жизни совершенно особое место. С первых страниц читатель понимает, что Пок (так коротко называл Пасёнка Джек) не просто игрушка. Мальчик относится к нему как к живому, разумному, хоть и молчаливому существу. Надо отдать должное мастерству Роулинг: ее лаконичные, сдержанные описания дружбы мальчика и игрушечного поросенка вызывают у читателя не просто сочувствие, а глубокое сопереживание. Как и его исчезновение, случившееся при очень драматичных обстоятельствах. Мы помним по «Гарри Поттеру», что Роулинг всегда честна с читателем и в своих книгах не скрывает горькой правды жизни. Вот и в этой повести герой, совсем еще малыш, переживает развод родителей, разлуку с отцом. В новой школе его берет под свое покровительство девочка из шефствующего над малышами старшего класса, одиннадцатилетняя Холли, звезда школы, талантливая гимнастка. Неожиданно расположившись к новому приятелю, девочка доверяет ему свою печальную тайну: ее мама и папа развелись. Потом мы увидим эту маму – автор явно не испытывает симпатии к этой вздорной, эгоистичной даме. Глубинный психологизм и социальность новой повести Роулинг – это уже фирменный знак ее авторского стиля. Драматизм ситуации в том, что папа Холли и мама Джека создают семью и съезжаются. И Холли страшно ревнует отца к новой семье. Ее отношение к Джеку резко становится враждебным, она откровенно бунтует против его семьи, оказавшись накануне Рождества в доме Джека. Именно из-за ее ревности и злости Пок оказывается под колесами грузовика и – попадает в мир иной, в жуткую Страну Потерь. «Страна Потерь – это место, куда попадают все потерянные вещи. Место странное и страшное, со своими собственными особыми законами». Там царствует абсолютное зло – монстр по прозвищу Потерях, который «мечтает навсегда заполучить в свое владение все принадлежащие людям вещи до последней. Ненавидит живых, ненавидит их вещи – мучает их и съедает».

Джоан Роулинг. Рождественский поросенок
Джоан Роулинг. Рождественский поросенок

А дальше начинают работать законы традиционной волшебной сказки. Вернуть похищенное возможно, но путешествие в страшное «тридевятое царство» сопряжено со смертельным риском. Джек так любит своего друга, что готов на все испытания. С ним отправляется в это «кощеево царство», согласно сказочным традициям, «чудесный помощник». Это почти такой же, как Пок, тряпичный поросенок по имени Рок. Его подарила Джеку Холли, чтобы как-то загладить свой чудовищный поступок. Произведение Роулинг психологически намного сложнее, чем волшебная фольклорная сказка, и Джек поначалу не принимает подарок Холли, даже в ярости швыряет нового поросенка о стену. Но именно Рок, храбрый, преданный, сообразительный и решительный, станет его проводником в Стране Потерь. У них в распоряжении всего одна ночь накануне Рождества – «ночь чудес и потерянных возможностей», ночь, когда в мире царит надежда. По правилам этой придуманной Роулинг сказочной вселенной, потерянный предмет в своем вещественном, материальном виде находится в Мире Живых, а его «душа» перемещается в Страну Потерь, эдакий Аид, подземное царство мертвых. Впрочем, попавшие туда вещи вовсе не мертвецы. Если там, наверху, их обнаружат, то они благополучно возвратятся через своеобразные порталы в Мир Живых.

В Стране Потерь есть свой ад (Пустошь Неприкаянных), своё чистилище (Город Разлучённых), свой рай (Остров Любимых).

Существа там встречаются самые разные. Не только самые разные предметы — от чайных ложек, ёлочных шариков до смартфонов, но и явления, в нашем, людском мире нематериальные, а в Стране Потерь обретшие плоть. И тут вновь нельзя не восхититься богатством фантазии создательницы «поттерианы».

Вот персонифицированные Дурные привычки: «С виду они были как бы кусками разных людей. У некоторых имелись рты: одни из них громко жевали жвачку, другие курили вонючие сигареты… Были здесь носы, уши, одинокий палец с обкусанным до самого мяса ногтем… Парочка кулаков, которые грозно молотили по земле, будто только и дожидались возможности кого-нибудь отдубасить…» У них тоже есть шанс вернуться наверх, если их хозяева дадут слабину и перестанут бороться с вредными привычками: объедаться сладким, сплетничать, вредничать. Потерять можно и счастье, и богатство, и талант, и оптимизм, и память, и красоту… Всех их, обретших плоть, встречают наши герои в Городе Разлучённых. Просто дух захватывает от того, как фантастически изобретательно, выразительно, мудро и афористично написаны главы об этом удивительном месте Страны Потерь. Вот как говорят о себе, например, Принципы: «Увы, наш владелец, бизнесмен, утратил нас один за другим в погоне за деньгами. Теперь он – богатый мошенник. Очень любит деньги, однако несчастлив, поскольку знает: пока мы были с ним, его любили и уважали. К сожалению, отыскать утраченные Принципы едва ли не труднее всего, так что мы, по всей видимости, останемся здесь навсегда».

Но самые трогательные существа обитают на Острове Любимых. Это – игрушки и милые безделушки, как, например, смешной бородатый ангел, которого Джек сделал в детском саду из втулки для туалетной бумаги. Мама Джека так ценила эту неуклюжую поделку сына, что ее любовь наделила ангела живой душой, и он навечно поселился в этом раю. Вместе с Поком, кстати. И это единственное место в Стране Потерь, куда не распространяется власть гнусного Потеряха. «Ему запрещено показываться на этом острове, но даже если бы он и показался, то тронуть бы нас не посмел. Благодаря любви своих хозяев мы бессмертны».

В обыденном мире, где живет Джек, конечно, никаких разумных игрушек быть не может. Но мальчик своей любовью и привязанностью словно бы вдыхает в замурзанного, с пуговицами вместо глаз поросенка, сшитого из махровой ткани, живую душу. Мы воспринимаем смешную игрушку как полноценное существо. «Что бы с Джеком ни приключалось, Пок всегда оказывался рядом, всё понимал и прощал, от него неизменно успокаивающе пахло домом, и запах этот всегда возвращался, сколько бы мама Пока ни стирала… Джек плакал, прижавшись к мягкому тельцу Пока. Пок в словах не нуждался, он и так все знал и понимал… Смахивал лапкой слёзы Джеку со щёк». И потому в волшебном мире Пок окончательно «расколдовывается» и обретает речь. Он уже не просто игрушка, а мудрый, любящий, всепрощающий друг. Ради которого Джек готов рискнуть жизнью.

В этой сказочной истории затрагивается, как всегда у Роулинг, много насущных проблем. Например, проблема экологии, захламленности нашей планеты тоннами мусора. В повести и решение подсказано – переработка старых вещей. В финале Джек освобождает обреченные на уничтожение вещи из жуткого логова Потеряха. «Из дыры по спирали спустился искристый световой сгусток и втянул в себя сотни сотен ошарашенных и восторженных вещей. Они вылетали из грязных клеток и с радостным смехом вливались в мерцающий кружащийся смерч… – Их переработают! – крикнул Джек чудищу, которое всё пыталось ухватить улетающие вещи. – Там, Наверху, они станут новыми и проживут новую жизнь!».hj

Звучит здесь и проблема неуёмной людской страсти к накопительству, часто совершенно бессмысленному. Мир потребления и перепроизводства ненужных вещей в повести Роулинг показан пугающе гротескно. Эта, как сказал бы мастер блистательных фантастически-саркастических произведений Юз Алешковский, «фантасТмагория» у Роулинг имеет не столько сатирическое звучание, сколько щемящее. Смесь отвращения к уродливым, вульгарным, дешевым поделкам и в то же время жалость к тому, что было создано каким-никаким, но все же человеческим трудом и обречено на уничтожение. Мысль Роулинг, как всегда, гуманистична. Если самое ничтожное, некрасивое создание вдруг кому-то покажется прекрасным и необходимым, то произойдет маленькое чудо, как это случилось с Голубым Зайчиком. С этим персонажем связаны пронзительно-щемящие эпизоды, выстроенные в историю одной человеческой судьбы (ведь вся повесть в итоге не о вещах, а о людях). В самом начале скитаний Джека и Рока в Стране Потерь прямо на их глазах несчастную жертву сбрасывают в люк, на съедение Потеряху, со словами: «У таких вещей, как ты, шансов нет. Никому ты не нужен. Никто и не заметил, что ты потерялся. Ты – Лишний». Как и другие одинокие и никем не любимые существа, заяц обречен бродить по Пустоши Неприкаянных, на которую каждую ночь выходит охотиться Потерях. Друзья встретят его в этом мрачном месте ближе к финалу повести. И Голубой Зайчик, чистосердечный, скромный и отважный, чтобы отвлечь врагов от Джека и Пока, решается на настоящее самопожертвование. И, как это было в «Гарри Поттере», готовность погибнуть «за други своя» вознаграждается. Никому не нужный, грубо сшитый, выпачканный землей зайчишка, много дней лежащий на клумбе, вдруг обретает хозяйку. Воистину «зорко одно лишь сердце»! Отзывчивая девочка разглядела в этом грязном комочке ткани обаятельное и трогательное существо. «Посмотри, мам, какая у него мордочка милая!» И эти волшебные слова меняют судьбу зайчишки – он уносится из Страны Потерь в Страну Живых, где, верится, будет счастлив. Такая вот трогательная история.

Среди людских грехов есть грех мшелоимства – это страсть к вещам, всепоглощающая, затмевающая разум. Отвратительный Потерях – концентрат этой страсти, эдакий демон потребления, ненасытный, жестокий, уничтожающий всё вокруг из лютой ненависти. Выглядит он как гигантская мусорная куча, увенчанная гнусной башкой со смрадной пастью, перемалывающей несчастных обитателей Страны Потерь. Поистине, после прочтения этой сказочной повести начнешь задумываться, а не обрело ли человечество в последние годы, да и ты сам черты вот этого монстра–потребителя?

Чтобы победить этого монстра и спасти других, Джек должен преодолеть страх и совершить настоящий подвиг.

Это книга об истинной дружбе. Джеку предстоит научиться обретать друзей среди реальных людей. Для него главное мерило дружбы – его отношения с игрушечным поросенком, а сам Пок – образец настоящего друга. Не случайно в самом начале своего знакомства с Холли Джек сравнивает с Поком сначала ее, а потом и себя. Но реальная жизнь сложнее детского игрушечного мирка. Легко любить абсолютно преданное тебе существо. Гораздо сложнее выстроить великодушные отношения с тем, кто едва не сломал тебе жизнь. И, пройдя через смертельно опасные испытания, Джек сумел простить Холли и принять ее дружбу.

Дружба часто сопряжена с самопожертвованием. Джек устремляется на поиски Пока в одной пижаме и без обуви, прямо из теплой постели. И весь трудный и опасный путь проходит босиком, хотя в Стране Потерь царит слякотная, ледяная зима. Он идет по снегу босиком – это настоящий подвиг самоотречения ради любимого существа. И это, конечно, прямо соотносится со сказкой Андерсена, в которой Герда проходит последний, самый страшный отрезок своего пути в царство Снежной королевы (женский вариант сатаны) – босая. Но еще сильнее тема самопожертвования связана со спутником Джека, поросенком Роком, чья бескорыстная и терпеливая преданность вызывает изумление и уважение читателя.

Джоан Роулинг
Джоан Роулинг

Это книга о нравственном выборе. Для Джека этот выбор был очень трудным. Но правильным. Финал повести неожиданный, но ведь это же Роулинг, настоящий мастер, писатель от Бога! А потому еще долго после прочтения возвращаешься к событиям этой потрясающей истории, раздумываешь, а как бы ты поступил на месте ее персонажей, иногда утираешь слезу. Потому что эта книга – о самых главных вещах в жизни каждого: о любви, верности и чести.

Повесть заканчивается счастливо. Но почему в финале у читателя наворачиваются слезы? Может быть, потому что эта повесть не только о самоотверженной любви, не только о готовности героев жизнь отдать «за други своя». Она еще и о том, что нужно уметь отпускать тех, кого любишь. Это очень больно и, кажется, невозможно. Но важно помнить, говорит Роулинг, что с уходом дорогого существа жизнь не утрачивает смысла. Ведь рядом наверняка окажутся те, кому нужна твоя любовь и забота. Да, это будет другая любовь и другая дружба. Она будет по-своему прекрасна и не вытеснит, и не обесценит ту, первую.

Очень мудрая, печальная и в то же время жизнеутверждающая книга, наполненная светом, надеждой и верой. «Потери – часть жизни. Но даже те, кто потерялся, порой остаются в живых. На такое способна любовь».

Роулинг Дж.К.
Рождественский поросенок : сказ. повесть / пер. с англ. А. Глебовской ; худож. Д. Филд. – М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2021. – 288 с. : ил.

ПроДетлит

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ