За последние несколько лет возник издательский «путеводительный» бум. Издают в этом формате как классику (Кончаловская и Фингарет) так и современных авторов (Патаки, Волковы, Улыбышева, Скрыпник, Кретова…). Причем, охвачены «путеводительной лихорадкой» не только столицы, но и регионы. Ощущение, что чем меньше наши дети гуляют, тем больше их пытаются выманить на улицу, используя разнообразные средства подачи материала.

Анна Гончарова. Еня и Еля в гостях у Москвы
Анна Гончарова. Еня и Еля в гостях у Москвы

Авторы то дробят материал, представляя читателю какую-либо одну сторону города (мосты Петербурга, кольца Москвы), то пытаются показать весь город. В любом случае проект бывает удачен, лишь когда сам автор увлечен предметом (как, например, писатель и экскурсовод Хельга Патаки),- в подаче материала очень важна интонация рассказчика.

У Анны Гончаровой («Еня и Еля. В гостях у Москвы») – интонация человека, любящего свой город. Она придумала образ девушки-Москвы, спешащей на презентацию столиц. Таким образом, мы видим город, как бы от «первого лица» — сама Москва представляет его читателю. Как альтер эго читателей – мальчишек и девчонок выступают два енотика, Еля и Еня. Они – не статисты-резонеры, а живые участники происходящего, воспринимающие рассказ девушки-Москвы с горячей ребяческой непосредственностью. Совсем недавно читателям было предложено прогуляться по Питеру в компании двух мышей (Хельга Патаки. «Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой»), а теперь – по Москве в компании двух симпатичных енотов. Но у Гончаровой – иная подача материала: лукавая находка автора – зверята помогают Москве сделать презентацию, нанизывает на этот сюжетный шампур все самые значимые места города. Мы увидим и космос, и океан, причем, с «погружением» — диалоги морских обитателей даны в лучших традициях Бианки и Сахарнова.

Про енотов Еню и Елю написано уже почти тридцать книг. О Москве написано еще больше. Что особенного в новой книжке?

Во-первых, Еню и Елю уже знают и любят. Читатели привыкли, что истории про этих енотиков происходят в Волшебном лесу, а в этой книге герои – при сказочных обстоятельствах – попадают в реальный город. И это интересно.

Во-вторых, дети-еноты на этот раз становятся героями познавательной книжки, а это значит, они растут вместе с читателем: были дошкольники – теперь школьники.

В-третьих, и взгляд на Москву получается несколько иной. Город предстает в образе девушки и вместе с Еней и Елей готовится к выступлению на конференции столиц. И на протяжении всей книги, помимо главных фактов о Москве, звучит очень хороший вопрос: а что изменилось в городе за последние пятьдесят лет?

Всего, конечно, не перечислить. И автор, стараясь увлечь ребенка, показывает, наряду с большими объектами, вроде планетария или Зарядья, объекты малые – например, кусочек старой облицовки на станции метро «Охотный ряд», который оставили «на память». И хочется сразу пойти и посмотреть.

Упоминаются не только объекты, но и события – регулярные фестивали и праздники, а к книжному фестивалю «Красная площадь» дана параллель из прошлого.

К речному и пешему маршруту енотиков приложены карты, то есть можно взять книгу и пойти гулять с ребенком, а по дороге найти сотню своих интересных объектов.

Гончарова А.С. Еня и Еля. В гостях у Москвы. – М.: ООО ТД «Белый город», 2019. – 104 с.: ил.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ