Мифы Древней Греции входят в список школьной литературы, обязательной к прочтению. Но любовь к ним выходит далеко за рамки школьной программы. Мы зачитываемся мифами в детстве и с удовольствием возвращаемся к их вечным сюжетам в зрелости. Мифы похожи на сказки лишь отчасти, ведь в них заключён гораздо более глубокий смысл.

А. Н. Николаева "Греческие мифы"
А. Н. Николаева «Греческие мифы»

Мифы – это картина древнего мира, попытка понять законы природы и вывести законы существования человека. В этом мире высшие существа живут бок о бок с людьми. Конечно, для современного человека многие законы морали и нравственности древнего мира кажутся дикими. Преобладающий над остальными закон обязательной кровной мести, право главы семьи распоряжаться судьбами своих родственников, покорность воле рока, — в наше время подобные установки кажутся архаичными. Но, вместе с тем, герои мифов являют нам, сегодняшним, чудеса несравненной отваги, доблести и верности данному слову.

Вчитываясь в перипетии судеб мифологических персонажей, мы сравниваем себя и героев прошлого. Мир изменился, но так ли сильно изменился человек? По-прежнему миром правят жажда любви, здоровья и богатства, ради которых человек готов пойти на подвиг и на преступление. Как и тысячи лет назад человек не может прозреть своё будущее и полагается на счастливую судьбу. А совершив злодеяние, с трепетом ждёт справедливого возмездия. И как бы далеко ни ушла наука и технический прогресс, мы по-прежнему верим в чудо и вмешательство высших сил в жизненно важных для нас вопросах.

Мифов множество. Первые из них возникли ещё до появления письменности и к тому моменту, когда они были, наконец, зафиксированы, их сюжеты обросли дополнительными подробностями и деталями. Как же разобраться в таком многообразии героев и сюжетов?

Авторы-составители сборника «Греческие мифы» попытались структурировать мифы по: сюжету (Мифы о сотворении мира, о любви и имущественных спорах); герою (Полубожественная личность в мифе, Образ бунтаря); морали (Чему учит миф); влиянию мифов на культуру (Рождение театра, Сила искусства); влиянию на спортивную жизнь (Мифология и олимпиада). Так разобраться в сонме богов и героев стало заметно проще. К тому же авторы передают мифы не классическим, а живым современным языком, помогая читателю сориентироваться в причинно-следственных связях происходящих событий. Отдельного упоминания заслуживают QR-коды, с помощью которых можно увидеть произведения искусства, изображающие героев античной мифологии.

Последняя часть книги посвящена влиянию мифов на мировую культуру. Долгое время считалось, что мифы – придуманная реальность. Но археологические раскопки более поздних времён доказали существование знаменитой Трои, а разветвлённая сеть подземных ходов и террас дворца в Кноссе и обилие фресок с изображением юношей, девушек и громадного быка, дают понимание того, как возник миф о знаменитом человекобыке – Минотавре.

Греческие мифы огромно настолько тесно сплелись с культурой Древней Греции, что, уже став её неотъемлемой частью, оказали безусловное влияние на всю мировую культуру.

Крылатые выражения, обогатившие язык и использующиеся до сих пор («Ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой», «ящик Пандоры», «петь дифирамбы», «Прокрустово ложе» и многие другие).

  • Театр, обязанный своим рождением Древней Греции.
  • Олимпийские игры.
  • Понятие этики, эстетики и гармонии. Письменность.

Мифы, облечённые в слово, становятся Философией, которая тоже рождается в Греции. Философия же, в свою очередь, становится предтечей всех наук, поскольку она неизменно стремится познать устройство мира, а человеческий разум становится инструментом для достижения этой цели.

Количество произведений живописи и скульптуры, изображающих мифологических персонажей, огромно. В архитектуре, вплоть до начала ХХ-го века, когда появился стиль модерн, были популярны барельефы с изображением героев античной мифологии. Величайшие композиторы посвящали свои произведения мифологическим сюжетам. В кинематографе даже возник отдельный жанр – пеплум (по названию вида древнегреческой одежды) – обозначающий фильмы по античным или библейским сюжетам.

Безусловно, появление христианства отодвинуло античную мифологию на второй план. Однако, для иллюстрации, например, семи смертных грехов, использовались античные герои, только не положительные, а отрицательные, такие, как, например, Тантал или Мидас. Знаменитая «Божественная комедия» Данте Алигьери, повествующая о кругах ада и относящаяся к христианской модели мира, использовала в качестве основного героя – проводника — римского поэта Вергилия. Через реку Данте и Вергилия перевозил знаменитый Харон – персонаж древнегреческих мифов, а в аду Данте и Вергилий встретили и Миноса, и Елену, и Париса, и Ахилла… словом, времена изменились, а герои остались. Ведь человеческие добродетель и пороки не претерпевают изменений.

С наступлением эпохи Ренессанса мифологические персонажи вновь обрели популярность, которая вспыхнула с новой силой уже во второй половине XVIII-го столетия и не утратила своей актуальности до сих пор. Мы по-прежнему зачитываемся древними мифами, обогащая свой кругозор, ведь знание мифов – это, безусловно, один из признаков образованного человека. Разбираться в искусстве без знания древней мифологии невозможно, не говоря уже о том, что без знания прошлого невозможно понимание настоящего и будущего.

Николаева, А. Н. Греческие мифы / [текст А. Н. Николаевой]. -Москва : Эксмо : Бомбора, 2023. — 239 с. : ил. — (Мифы мира. Самые сказочные истории человечества).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ