Одни дома

Большая часть рассказов о сестрах Белочке и Тамарочке написана Леонидом Пантелеевым (1908–1987) в 1940 году, а рассказ «Большая стирка» – в 1947-м. Рассказ представляет собой цепочку анекдотических ситуаций, в которые по собственной вине попадают сестры. Пантелеев продемонстрировал умение придумывать для своих текстов запоминающиеся, смешные трюки, которые поневоле совершают его героини в сложных обстоятельствах, сами же их и провоцируя. Это рождает комический эффект, блестяще переданный художником-иллюстратором Алексеем Пахомовым (1900–1973).

Леонид Пантелеев. Большая стирка / художник Алексей Пахомов
Леонид Пантелеев. Большая стирка

«Большая стирка» начинается как традиционная волшебная сказка — с момента отлучки старшего члена семьи из дома и запрета на некоторые действия, которые младшие, оставшиеся одни, тотчас же нарушают. Зачин здесь тоже сказочный: «Один раз мама пошла на рынок за мясом. И девочки остались одни дома. Уходя, мама велела ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котёнка не мучить».

А дальше начинаются события совсем не сказочные, а очень узнаваемые для тех, у кого дети-дошкольники, и для тех, кто помнит, каким сам был в детстве.

Девочки добираются до папиной чернильницы, проливают ее на скатерть, пытаются, заметая следы преступления, скатерть постирать, опрокидывают корыто, заливают водой всю квартиру, пытаются собрать воду скатертью, переворачивают всю мебель… Всё это сопровождается суетливой беготней и уморительно смешными диалогами сестер (хотя им, понятно, не до смеха).

Леонид Пантелеев, как и положено настоящему детскому писателю, прекрасно знает особенности детской психологии и в лице своих героинь показывает два типа личности. Тамарочка – инициативная, предприимчивая, изворотливая. Белочка – робкая, совестливая, доверчивая, простодушная и подчиненная своей волевой сестре.

Леонид Пантелеев. Большая стирка / художник Алексей Пахомов
художник Алексей Пахомов

Тамарочка – тот еще провокатор. И демагог. Вот она предлагает сестре воспользоваться чернилами с папиного стола. Благоразумная и послушная Белочка робко возражает: «Мама нам не позволила трогать на столе». На что самоуверенная Тамарочка дерзко отвечает: «Подумаешь! Она про чернила ничего не говорила. Это ведь не спички – чернила-то». Так она будет парировать «голос совести», который исходит от Белочки: можно брать без спросу любые вещи в доме, ведь мама запретила прикасаться только к спичкам. Сообразительная Тамарочка находит оправдание неблаговидным поступкам. «Видишь, даже хорошо, что пятно поставили. Можно без синьки стирать», – говорит она сестре. Вот прекрасный пример казуистики, когда Тамарочка демонстрирует ловкость в доказательстве сомнительного поступка. Она, спасая свою репутацию, способна на предательство. Вынуждает Белочку собирать воду с пола, а когда мама возмущается, что она делает это носовым платком, издевательски поддакивает: «Фу, глупая какая!»

Вот потому рассказы Пантелеева и вошли в золотой фонд русской детской классической литературы, что они не только веселят читателя, но и дают примеры общественно неодобряемого поведения, показывают, что нарушение моральных, этических норм неминуемо повлечет за собой разрушительные события, за которые придется держать ответ.

Леонид Пантелеев. Большая стирка / художник Алексей Пахомов
художник Алексей Пахомов

Мудро решает мама проблему наказания провинившихся дочерей. Кстати, они сами ее об этом просят. Видно, что в этой семье дети приучаются нести ответственность за свои поступки, что вседозволенности здесь нет. Мама спокойно, не повышая голос, не оскорбляя, не вышучивая детей, разбирает ситуацию, и девочки отвечают ей честно, не пытаясь выкручиваться. Это опять же свидетельствует о разумном подходе матери к воспитанию и здоровом семейном климате. Поэтому на вопрос мамы, почему она сразу не призналась в проступке, Тамарочка честно отвечает: «Я побоялась». «А вот это плохо, – говорит мама. – умела набедокурить – сумей и ответить за свои грехи. Сделала ошибку – не убегай, поджав хвост, а исправь ее».

Но нравоучительной сентенцией повествование не заканчивается. Педагогически грамотно, в духе Песталоцци, мама девочек предоставляет им возможность исправить дело рук своих: показывает, как правильно мыть пол и стирать белье. Современному юному читателю надо будет пояснить, что в 40-е годы прошлого века, когда был написан этот рассказ, не во всех домах был водопровод с горячей водой и ванна, что стирать и мыться приходилось в корыте, что домашний труд был гораздо тяжелее и продолжительнее, чем сейчас. Писатель не докучает нравоучениями, читатель и сам поймет, почему девочки с таким удовольствием набрасываются на простой обед: суп, каша и черный хлеб, посыпанный солью.

Леонид Пантелеев. Большая стирка / художник Алексей Пахомов
художник Алексей Пахомов

Иллюстрации в книге завораживающе выразительны. Алексей Пахомов принадлежал к реалистическому направлению русской книжной графики, и его рисунки великолепно передают тончайшие нюансы переживаний персонажей. На первом развороте мама, миловидная молодая женщина с глубоким внимательным взглядом спокойных глаз неторопливо спускается по лестнице, а из дверного проема выглядывают девочки. Белокурая Белочка (поистине ангельская внешность и почти ангельский характер) кротко и застенчиво машет маме вслед. А вот небрежный взмах руки Тамарочки и энергично-самоуверенное выражение ее лица выдает в ней натуру авантюрную. На следующем рисунке девочки потрясенно наблюдают, как расплывается на белоснежной скатерти огромное чернильное пятно. И снова мастерски переданы и чувства, и характеры. Каждая иллюстрация – как целый спектакль, бытовые детали подробны, позы и выражения лиц выразительны, как на картинах старых мастеров.

Алексей Пахомов и принадлежал к когорте старых мастеров, классиков ХХ века. Ученик Владимира Лебедева, он прошел через увлечение авангардизмом и пришел к «графическому реализму», как обозначили искусствоведы стилевую манеру мастеров детской иллюстрированной книги ленинградской школы живописи.

Пантелеев, Л. Большая стирка : проза для детей / Леонид Пантелеев ; художник Алексей Пахомов. – Москва : Мелик-Пашаев, 2024. – 24 с. : цв. ил. – (Лучшее детям).

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ