На пасхальные каникулы папа двенадцатилетнего Димитри и десятилетней Тессы уезжает в командировку в Бразилию, а мама, захватив детей, отправляется в доставшийся ей по наследству от двоюродного деда, дяди Эсташа, старый дом в глуши где-то возле Лиона. Начало почти как у К.С. Льюиса в сказочной повести «Лев, колдунья и платяной шкаф», в которой детей тоже отправляют к «дядюшке», пожилому профессору Керку, где в старинном доме они обнаруживают портал между мирами, большой шкаф, и попадают в чудесную страну Нарнию.

Надин Дебертоли. 36 ключей
Надин Дебертоли. 36 ключей

Дом дяди Эсташа производит на детей сильное впечатление. Трехэтажный, со множеством окон, он похож на старинный замок, таинственности ему придает множество комнат, двери которых заперты. А в единственной открытой комнате, гостиной, «тонны и тонны вещей», всяких сломанных часов, разбитых горшков. И очень много книг. И начинаются приключения в таинственном доме, о которых мечтает любой человек в детстве: исследования, поиски отгадок на множество головоломных вопросов, которые возникают по мере того, как ребята пытаются подобрать ключи к многочисленным дверям.

В одной из комнат дети обнаруживают загадочную лабораторию, в которой «столько странных и интригующих вещей», непонятных механизмов. У соседей дядя Эсташа пользовался репутацией сумасшедшего изобретателя странных вещей. От мамы дети узнают, что дядя был талантливым механиком и инженером и, выйдя в отставку (по профессии он военный), поселился в глуши и конструировал разные механизмы. Дети пытаются запустить одну из дядюшкиных конструкций, а подбирая ключи к дверям, обнаруживают загадочные механизмы в разных комнатах. В одной, с табличкой «Музей заброшенных воспоминаний», шкафы, забитые принадлежностями для вязания, рисования, музыкальные инструменты. Настоящий «хобби-рай», как определяет находку бойкая Тэсса. Из отрывочных реплик мамы ребята делают вывод, что в доме неделями жили приезжие люди, а потом находят письма благодарных гостей дядюшки, но что именно делали они здесь? У мамы, оставшейся сиротой в 6 лет, воспитанной бабушкой и часто гостившей в доме ее старшего брата, дяди Эсташа, сложные воспоминания, в которых перемешались радость, благодарность и печаль. Она что-то недоговаривает, и это вносит дополнительную интригу в приключения, в которые оказываются вовлечены дети. Они пытаются восстановить все ингредиенты таинственного зелья – сыворотки забвения – и понять его назначение, изучают загадочные фотографии, обнаруживают в разных местах подсказки – ключи от очередных комнат. Мама, не раскрывая всех тайн, аккуратно подбрасывает детям подсказки. Так она показывает им «личные альбомы», что-то вроде дневников, которые вели гости дяди Эсташа, пансионеры, приезжавшие к нему каждое лето. С помощью загадочных аппаратов, которые дети обнаруживают во многих комнатах, пансионеры получали некое лечение.

Наконец, добыв дневник дяди Эсташа, они узнают, что дядя во время войны, сам того не зная, участвовал в создании смертоносного оружия. Узнав о том, что он, хоть и косвенно, стал причиной смерти и страдания множества людей, он решает загладить вину перед человечеством и создает аппарат и лекарство, помогающие справиться с депрессией. Ну прямо как Альфред Нобель, раскаявшийся изобретатель динамита, учредивший премию мира. Или Андрей Сахаров, один из создателей водородной бомбы, всю оставшуюся жизнь посвятивший борьбе за мир против ядерной войны. Или Михаил Калашников, конструктор стрелкового оружия, незадолго до кончины написавший покаянное письмо патриарху Кириллу, в котором с горечью говорит о том, что повинен в смерти людей, пусть даже врагов…

В повести Надин Дебертоли всё гораздо проще и художественно примитивнее. Бывший создатель оружия пытается лечить людей от депрессии, помогая им справиться с разрушающими психику воспоминаниями. Не только волшебное средство «Амнезия» использует дядя Эсташ (оно, впрочем, напоминает просто сильный антидепрессант). Он пользуется психотерапевтическими приемами, вроде материального выражения пациентами причины депрессии (все эти пугающие детей самодельные скульптуры и картины в «музее заброшенных воспоминаний»). В финале выясняется, что в состав чудодейственного средства входила простая вода, то есть дядя использовал плацебо. Но, испытывая угрызения совести за «обман» пациентов, он понимает, что на самом деле сделал доброе дело. Люди уезжали от него счастливые и умиротворенные. «Они напитались теплотой друг друга, своим общением, покоем моего дома, надеждами, смехом и принятием. И тяжелые воспоминания отодвинулись на задний план: они стали чем-то, с чем можно жить». Формально это было мошенничество, но в реальности полторы тысячи пациентов, прошедших за два десятка лет, через «лечебницу» дяди Эсташа, вернули себе радость жизни. «Да, сыворотки «Амнезия» не существует, но дружба и взаимопомощь были реальны и спасли нас от печали». Бывший механик оказался талантливым душеведом и стихийным психотерапевтом, который умел выстроить общение с человеком так, что он начинал верить в лучшее. И еще он в своих письмах к племяннице определяет одно из психотерапевтических правил: «Не надо стирать воспоминания, ни хорошие, ни плохие. Надо неустанно наполнять чаши на весах нашей памяти, чтобы сладкого на них было больше, чем горького».

В произведении элегантно, как и положено французской книге, сочетается семейная сага, приключенческий квест, психологическое исследование, и, конечно, история первой любви (Дафна влюбляется в Димитри). Поначалу присутствует мистический флер, все эти двойники, семейные тайны, но объективное расследование, которое проводят герои книги, всё ставит на свои места. Повесть пронизана теплотой, ощущением важности близких и друзей, рядом с которыми можно справиться с любыми трудностями.

Дебертоли, Надин. 36 ключей : повесть : [для ср. шк. возраста] / Надин Дебертоли ; ил. А. Фора ; пер. с фр. Н. Хотинской. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 224 с. : ил. – (Читаю что хочу).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ