Первоклассники далёкой эпохи
Наталия Афанасьевна Никитич (1901–1974, настоящая фамилия Никитюк) родилась в Киеве. После окончания гражданской войны Наталия Никитич переехала в Ленинград, где уже училась её сестра. Стала работать машинисткой. Поворотным моментом в её судьбе стала встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который сподвигнул её взяться за перо: «Вот как рассказываешь, так и пиши!» Первый рассказ Н. Никитич, «Три дня», вдохновлён рассказами сестры, гидрогеолога. Маршак сам редактировал этот рассказ, помог с публикацией, познакомил с Леонидом Пантелеевым, Тамарой Габбе, Ниной Гернет и другими писателями ленинградской школы детской литературы. Вышла замуж за поэта М. Троицкого, родила дочь, которая оставила тёплые воспоминания о матери. «Мама написала довольно много книг – «За водой», «Кибитка-школа» (о становлении советской жизни в Средней Азии), «На новых местах» (об освоении Хибин), «Домик в тайге» (о романтике дальних мест и любви к своей работе)».

Когда началась война, муж Наталии ушёл на фронт, был командиром миномётного взвода, погиб, защищая Ленинград. Сама Наталия летом 41 года вместе с дочерью эвакуировалась на Урал. Работала в детском доме. После войны писала роман «Четыре года» о работе в эвакуации оборонного завода, но тут от Детгиза поступило предложение написать повесть для младших школьников. Учительского опыта у писательницы не было, но она ответственно подошла к делу: посещала уроки учительницы начальных классов Ядвиги Матвеевны Янковской 210-й ленинградской школы, консультировалась с профессором Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена Шеллигодским. Тут как раз и племянник пошёл в первый класс. И в первый класс пошёл герой новой повести Наталии Никитич – Андрюша Лебедев.
На дворе 24 августа 1949 года. На следующий день ему исполняется семь лет, и он с волнением готовится пойти в школу: вместе с дедушкой ходит по магазинам, подбирая себе ранец, пенал, карандаши, вместе с бабушкой меряет – в первый раз! – длинные, как у взрослых, брюки. До этого, как и все мальчики младшего возраста, он бегал в коротких штанишках. И вот наступает торжественный день: Андрюша идёт в школу. В мужскую – с 1943 по 1954 год обучение девочек и мальчиков в СССР было раздельным.
Лишь четыре года отделяют события этой повести от окончания самой страшной войны в истории человечества. Но книга наполнена светом, теплом и радостью, в ней показана светлая сторона тогдашней жизни.
В этой повести много важных бытовых деталей, изображённых наглядно и позволяющих представить жизнь советских людей после войны. Оказывается, школьной формы тогда не было, её ввели как раз осенью 1949 года. А пока Андрюша и его однокашники одеты кто во что горазд.

Много интересного о жизни школьников середины прошлого века узнают ребята из этой повести. О том, что писать учились сначала карандашами и только самым лучшим ученикам разрешали писать чернилами и перьевой ручкой. О том, что у младших школьников были шефы из старших классов, которые помогали им адаптироваться к школьной жизни. О том, что каждый день в классе назначался ответственный или дежурный, который перед уроком проверял чистоту рук и даже ушей (вопросам гигиены в СССР отводилось важное место).
Современных школьников удивит, что дети приходили в первый класс, не умея читать и писать – сегодня этому учат в группах подготовки ко школе. Немногие из первоклашек знали некоторые буквы, а читать могли только самые продвинутые.
Психологически точно описана эмоциональная жизнь семилетнего ребёнка, переживающего ответственный период в своей жизни. Он искренне хочет добросовестно учиться и получать хорошие отметки. Он старательно и не всегда удачно выполняет задания. Завидует более успешному товарищу, переживает из-за плохой оценки и провоцирует соседа по парте, отличника, на потасовку. Он страшно гордится, когда учительница доверяет ему дежурство, и старается отнестись к этому со всей ответственностью. Он ревнует, завидует, обижается на товарищей, но старается быть честным и взыскательным к себе самому, пытается анализировать свои поступки и не повторять ошибок. Он хочет хорошо выглядеть в глазах учительницы, которую ребята бесконечно уважают, и переживает, когда она сердится на него за некрасивые поступки.

Удачным можно считать образ учительницы Нины Ивановны. По мере развития действия читатель узнаёт, что у неё погиб на фронте муж, учитель физики, что старший её сын учится в институте, а младший – восьмиклассник, отличник и гордость школы. Сама Нина Ивановна награждена Орденом Ленина, что вызывает глубокое уважение её учеников. Она трогательно заботится о старенькой маме, которая 56 лет проработала в школе (перед нами учительская династия).
В повести подкупает атмосфера тепла и доверия. Учителя, ученики и их родители – словно большая дружная семья, в которой все помогают друг другу. Мама Нины Ивановны в курсе всех её классных дел, и когда ребята приходят всем классом к ним домой, она здоровается с каждым, как со старым знакомым. С Игорьком, который болел в начале года и много пропустил, Ольга Фёдоровна занимается арифметикой. А когда мама Игорька уезжает на двадцать дней в командировку, Нина Ивановна и её мама предлагают мальчику пожить у них. И всё это – абсолютно естественно.
В том же 1949 году была написана повесть Евгения Шварца «Первоклассница», по которой снят замечательный фильм. Её героиня, Маруся, проходит тот же путь, что и Андрюша Лебедев. Учится подчинять свои интересы требованиям школьной дисциплины, перебарывать эгоизм, лень, вспыльчивость. Учится коллективизму. Оба эти произведения отличаются внятной авторской позицией, транслируют незыблемые нравственные ценности и дают ребёнку образец того, как надо строить уважительные, дружеские, прочные отношения с людьми, честно трудиться, ибо учёба тот же труд, и жить не для себя, а для всех.
Никитич, Н. Андрюша идёт в школу : [повесть] / Наталия Никитич ; художник Ольга Богаевская. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2020. — 224 с. : ил. — (Вот как это было).