О совести и выборе

Наталия Волкова. Разноцветный снег
Наталия Волкова. Разноцветный снег

В предисловии к книге «Разноцветный снег» Наталия Волкова пишет, что материалом для нее послужили рассказы ее бабушки – Зои Николаевны Кудиновой, которая пережила немецкую оккупацию в небольшом городке Острогожске Воронежской области. Эти воспоминания произвели сильное впечатление на писательницу. Так родилась повесть «Разноцветный снег», празднично-сказочное название которой намеренно контрастирует с трудной темой, поднятой в ней, — темой выбора. «Я попыталась представить, каким мог быть Острогожск в Воронежской области, но не уверена, что сделала это правильно, что точно поняла переживания живших здесь в войну. Поэтому в книге город стал просто О-жском — и, утратив сходство с прототипом, превратился в собирательный образ провинциального поселения, пережившего оккупацию. Таких в России пугающе много. Как, наверное, и историй вроде той, что вам предстоит прочитать», — пишет Н. Волкова.

Сюжет повести построен по законам детективного жанра. Прошло 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, но жители О-жска до сих пор убеждены, что учитель Старцев, работавший переводчиком в немецком штабе, — пособник нацистов и понес заслуженную кару, как только город был освобожден советскими войсками. С тем, что Старцев – предатель, не спорят даже его постаревшие ученики, хотя в глубине души они не верят этому. Но ребята, услышавшие эту историю, решают дать бой «общественному мнению» и провести свое собственное расследование, чтобы вернуть доброе имя оклеветанному человеку.

В повести Н. Волковой очевидная перекличка с книгами Гайдара, Каверина, Крапивина. Ее герои, подобно Тимуру или Сереже Каховскому, – честные, бескорыстные, жертвующие своим временем и комфортом ради других. Главная героиня «Разноцветного снега» Стася в лучших традициях подростковой классики отстаивает честь тех, кто ей дорог, и мертвых, и живых. Подлость и трусость, непомерное честолюбие и зависть, недоверие и предательство – юные герои повести узнают о них не только из рассказов стариков, переживших немецкую оккупацию и сталинские репрессии, но и в повседневной жизни. И учатся противостоять злу.

Тематически, сюжетно и композиционно произведение Н. Волковой очень напоминает повесть Юрия Яковлева «Зимородок», написанную в конце 1960-х годов (по этой повести в 1972 на киностудии «Беларусьфильм» снят фильм «Зимородок»). В ней школьники через двадцать с лишним лет после окончания войны ищут партизана по прозвищу Зимородок, который взорвал мост в их краях, был расстрелян немцами, но ребята не верят, что такой хороший человек мог погибнуть, начинают поиски героя и находят его. Им оказывается их любимый учитель Сергей Иванович. Наталия Волкова призналась, что прочла повесть Ю. Яковлева уже после того, как вышел «Разноцветный снег». Но идея возвращения честного имени герою через много лет, проблема реабилитации невиновного человека, видимо, остается одной из важнейших, если в разное время к ней обращаются писатели разных поколений. Идея повести Н. Волковой сформулирована в словах горячей и справедливой Стаси: «Если человек невиновен, надо его оправдать. И неважно, что он давно умер!»

Достоинство «Разноцветного снега» не только в удачно выстроенном динамичном и остром сюжете, но и в психологически глубоких и сложных характерах. Герои не поделены на однозначно положительных и отрицательных. Резкая и беспощадная Тоня, прабабушка главной героини, стала такой, пережив оккупацию и ужас допросов в «органах» после освобождения городка. Мудрый, отзывчивый интеллигент Яков Семенович пошел под суд как «вымогатель» и «уголовник», став жертвой доноса и судебной ошибки. Безукоризненно выглядящий и говорящий правильные слова Виталик, проиграв в конкурсе, становится низким и подлым мстителем. Н. Волкова делает удачную попытку показать жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Даже белый снег самым неожиданным образом может стать разноцветным, вопрос лишь в том, как на него посмотреть.

«Понимаете, что бы мы сейчас тут ни говорили, когда будем стоять на краю, перед реальным выбором, мы удивим сами себя. Потому что он уже у нас внутри: как мы живем, как думаем, во что верим – все это выйдет на поверхность в критический момент. И это будет момент истины, знакомство с самим собой», — говорит Яков Семенович. Читая эту повесть, юный читатель задумается, как герои книги Ференца Шанты «Пятая печать» (ее дает Стасе мудрый библиотекарь), о совести и выборе. Выполняя краеведческий проект, связанный с военными событиями в ее родном городе, Стася выясняет, что учитель немецкого языка Старцев, которого расстреляли сразу после освобождения О-жска как предателя, сотрудничавшего с немцами, на самом деле был связным у партизан. Под именем Николай он работал в немецкой администрации для того, чтобы иметь доступ к документам оккупантов и спасать людей, которые находятся под угрозой ареста. Он переправлял к партизанам детей, чьи родители оказывались в руках гитлеровцев.

В повести звучит еще одна болезненная, которой в детской литературе второй половины ХХ века не касались, да и во взрослой касались с осторожностью. Это тема ответственности людей, которые осуществляли репрессии на местах.
Стася в ходе своего расследования узнает, что отец их учителя, Алмиха, работал в НКВД и подписал постановление об аресте о расстреле Старцева. Справедливая, решительная девочка врывается в кабинет директора, обличает его и с изумлением слышит, что директор боится не мести внуков и правнуков тех людей, которых он отправил на смерть, а совсем другого.

« — Боюсь /…/ Не того, о чем ты думаешь. Мне даже все равно, кем ты меня считаешь, Бойцова. Я уже много в жизни повидал разного. И даже если мой отец был сволочью, он остается моим отцом. Уяснила?
Я удивленно посмотрела на Алмиха.
— Думаешь, я не понимаю, кем он был? Думаешь, легко с этим жить? Думаешь, мне не снятся по ночам его невинные жертвы? И кстати, отец был не единственным. Если бы за Старцева твоего заступились, кто знает, может, он бы и выжил. Но учителя, узнав об аресте, все как один подписали бумагу, что, мол, давно за ним замечали антисоветские настроения. /…/ И думаешь, я за свое положение боялся или жизнь? Да плевать мне на это, Бойцова. Пока тут на руководящих постах поработаешь, и не то повидаешь. Жить вот с таким чувством вины, знаешь, каково? И никакие мои посылки внукам и правнукам этих (он ткнул пальцем в компьютер) не окупят, уяснила?»

Именно от директора, который защищает память своего отца – хотя бы и такого, палача – Стася услышит эти слова: «Оправдать человека гораздо важнее, чем осудить».

В жизни не бывает ничего однозначного, а люди сложнее примитивной оппозиции «плохие – хорошие» – эту мысль, красной нитью проходящую через всю повесть, юный читатель уяснит крепко.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ