«Не бойся просить о помощи»

У тринадцатилетней Полины (повесть «Маленький мир») тяжело больна мама. Несколько раз в год она ложится в больницу на плановые процедуры, и Полина остаётся с папой. Девочка очень привязана к маме, а папа ей кажется более отстранённым. Полина любит музыку, закончила музыкальную школу, но совсем перестала играть на пианино: и настроения нет из-за маминой болезни, и папе как будто совсем не нравится её музицирование – на концертах в «музыкалке» он всегда сидел с хмурым видом. Маму в очередной раз увозят в больницу, в реанимацию, и Полина сильно тоскует, доверяя свои переживания только дневнику и – дозированно – лучшей подруге Тасе. Начинаются бытовые ссоры с папой – из-за невымытой посуды разгорается настоящий скандал. А тут ещё на Полю накричала соседка с первого этажа, и девочка на грани отчаяния. Но, словно бы говорит автор, из любой ситуации, которая кажется безвыходной, выход найдётся. Надо просто перестать обвинять весь мир, проанализировать свои мысли и поступки (тут Полине помогает саморефлексия в дневнике) и попытаться понять чувства и эмоции других людей.

Ольга Замятина. Дорога к себе
Ольга Замятина. Дорога к себе

Папа мимоходом замечает, что у ворчливой соседки, оказывается, умер девятнадцатилетний сын, а сам папа глубоко переживает за жену и дочь. Стоит только начать говорить друг с другом без крика и взаимных упрёков, начать слушать собеседника – и отношения налаживаются. Оказывается, папе очень нравится, когда Полина играет на пианино, а на её замечание, что на концертах он всегда скучал, отвечает: «Это потому, что ты там играла то, что тебе не нравится. Это было видно. И я тебя жалел». Символом разбитых, а затем восстановленных отношений становится музыкальная шкатулка, которую Полина когда-то получила в подарок от мамы. Для неё эта старинная вещь, играющая «К Элизе» Бетховена, олицетворяет ментальную связь с лежащей в реанимации мамой. И когда шкатулка в результате ссоры с папой разбивается, кажется, что и в семье отношения уже не восстановить. Но дочь и отец находят в себе силы для примирения, и сразу открываются новые обнадёживающие горизонты. Полина даже изготавливает с помощью талантливого мастера дяди Дима новую музыкальную шкатулку для соседки Дарьи Петровны, заложив туда любимую музыкальную композицию её рано ушедшего сына. А вскоре возвращается из больницы мама. Финал повести жизнерадостный: Полина вместе с подругой Тасей, дядей Димой (который, похоже, станет надёжной опорой одинокой Дарье Петровне) открывает фирму по производству музыкальных шкатулок, которые будут играть самую любимую мелодию заказчика.

Ольга Замятина. Дорога к себе
иллюстрации Алисы Грубер

Герой следующей повести сборника, «Окно размером 100 на 115», тринадцатилетний Даня, переходит в новую школу и поначалу неприятно поражён почти что бедностью одноклассников, по сравнению с его прежними обеспеченными соучениками из богатого района города, где он жил раньше с родителями. Здесь ему приходится приобретать новый социальный опыт. Например, общаться с местными алкоголиками, которые неожиданно для Дани оказываются отзывчивыми и сердобольными людьми. Мальчик не может попасть в подъезд своего дома, ключ забыл, код домофона не помнит, на улице мороз, родители улетели на похороны учительницы, и новые знакомые, Аня и Володя, проявляют к нему искреннее участие. Ситуация, в которой оказался Даня, оказалась отличным тестом на милосердие для людей, которые по-разному реагировали на замёрзшего мальчишку. Кто-то брезгливо шарахался, приняв за бродяжку, кто-то проявлял участие и делился, как старушка – бананом, кто-то, как охранник в магазине, видел в нём потенциального воришку. И для Дани это полезный опыт, горький и радостный одновременно: он понимает, что часто внешность человека бывает обманчива, что человек, который выглядит респектабельно, оказывается равнодушным и жестоким, а те, кого считают социально неблагополучными, – отзывчивыми и милосердными. Наконец его, почти замёрзшего, в полуобмороке сидящего на лавочке поздно вечером, обнаруживает сосед, гуляющий с собакой, и впускает в подъезд. А потом предлагает пойти к нему погреться. Но перед этим разговаривает по телефону с отцом Дани, успокаивая его: «Здравствуйте, я – ваш сосед. Я вышлю вам на телефон фото моего паспорта. Я живу на девятом этаже. Один. С собакой. У меня тоже есть сын. Поверьте, от вашего ребёнка мне ничего не надо, но у него сильное переохлаждение. Я накормлю его и уложу в постель. Делайте свои дела и приезжайте, как сможете».

Ольга Замятина. Дорога к себе
иллюстрации Алисы Грубер

Папа Дани на это реагирует вполне благодушно, но у взрослого читателя возникнет много вопросов. Почему тринадцатилетний подросток, которого никто из новых соседей не пустил в подъезд, не обратился к полицейским, да к тому же охраннику в магазине, объяснив ситуацию? Да, ребёнок может растеряться, испугаться, наконец просто из чувства ложной гордости не обращаться за помощью. И даже пойти греться к одинокому соседу, которого видит первый раз в жизни. Хотя при этом в собственную квартиру он благополучно попал и чай с лимоном, которым его напоил сосед, может заварить и сам. Но почему папа не запретил ему идти к чужому человеку, который обещает его сына уложить в постель, хотя бы из лучших побуждений, – непонятно. Да, мальчик в результате переохлаждения заболел, но, несмотря на живописные патетические описания, как ему было нехорошо, в больницу, однако, не попал. И вообще, в большом городе можно было найти иной способ выйти из создавшейся ситуации, чем идти домой к одинокому, совершенно незнакомому мужчине.

Вывод, который озвучивает писатель от имени одноклассника Дани, Жени, в общем, справедлив: «Знаешь, Даня, ты не бойся просить о помощи. Это нормально. Это не унизительно… Унизительно выпрашивать, но это другое. А поделиться своей проблемой – это норм». После всего пережитого Даня становится более чутким к людям и учится распознавать тех, кто нуждается в помощи, чтобы помочь им, как помогли ему.

Замятина, О. Дорога к себе : повести / Ольга Замятина ; иллюстрации Алисы Грубер. – Москва : Детская литература, 2025. – 182 с. : цв. ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ