Гарвардская стратегия воспитания успешных детей

Авторы этой книги поставили перед собой задачу выяснить, можно ли найти общие закономерности воспитания в семьях, где выросли известные люди. Профессор Рональд Ф. Фергюсон и журналист Татша Робертсон провели большое исследование, результаты которого изложены в их совместном труде.

Рональд Фергюсон, Татша Робертсон. Формула
Рональд Фергюсон, Татша Робертсон. Формула

Каждый родитель задумывается о будущем своего ребенка, о том, как его воспитывать и каких целей добиваться. Даже естественное воспитание, максимально учитывающее особенности характера и формирующиеся интересы малыша, видит в будущем некий идеал, к которому и предлагается всем стремиться. Но в этой книге речь идет не столько о «естественности», сколько об успехе и возможности добиваться результатов, что не исключает интересы самого ребенка. Ее авторы — профессор гарвардского университета Рональд Ф. Фергюсон и журналистка Татша Робертсон. В книге представлены результаты проведенных ими обширных и научно обоснованных исследований.

К сфере научных интересов Рональда Фергюсона относятся вопросы образования и изучение его влияния на развитие общества. Он убежден, что экономические и социальные проблемы общества можно решить путем исправления системы образования. Татша Робертсон в рамках своей профессиональной деятельности занималась подготовкой интервью с известными людьми. Она обратила внимание на то, что многих известных людей воспитывали по примерно похожим принципам. Объединив свои усилия, в течение 15 лет авторы этой книги проводили масштабное исследование. Они разработали специальные вопросы и задавали их родителям предпринимателей, политиков, спортсменов, музыкантов, а также опрашивали и самих известных людей. В результате был получен уникальный материал, позволивший им сформулировать основные правила стратегии успешного воспитания. А теперь благодаря книге с этими принципами могут ознакомиться и все желающие, а затем применить их при воспитании собственных детей.

Главный секрет — использование в процессе воспитания разных ролей. Всего их восемь, и они подробно описаны. Каждая роль — это по сути дела определенная модель поведения, подразумевающая конкретные действия и решения, которые родитель принимает в той или иной ситуации. Сама по себе роль одинакова для всех родителей, а вот ее воплощение на практике может зависеть от условий, в которых живет семья, и взглядов родителей. Партнер в раннем обучении — это первая роль. Она важна в первые пять лет жизни ребенка. В рамках этой роли родитель играет с ребенком в развивающие игры, рассказывает об окружающем мире, читает книги. Тут важно не только снабжать ребенка информацией, но и побуждать его думать, искать ответы на вопросы.

Вторая роль — бортинженер. Она понадобится, когда ребенок начал учиться в школе. Родитель, как и бортинженер на борту космического корабля, должен следить за работой всех систем — организацией обучения, обстановкой в школе. Если возникают какие-то проблемы, задача родителя аккуратно вмешаться и все исправить. Третья роль — наладчик. Если бортинженер работает с существующими системами (чаще всего со школой), то наладчик привлекает другие ресурсы, чтобы обеспечить своему ребенку максимум возможностей. Как правило, это дополнительное образование и другие, более опытные наставники для ребенка.

Четвертая роль — первооткрыватель. Родитель открывает ребенку новые горизонты, рассказывает о новых идеях и перспективах, показывает, чему можно научиться и кем стать во взрослой жизни. В рамках этой роли можно водить ребенка в музеи, театры, на концерты, вместе с ним активно путешествовать. Пятая роль — философ. Она вступает в дело с раннего детства, когда постепенно начинает формироваться мировоззрение ребенка. Родитель помогает ребенку найти свое призвание и жизненную цель. Например, может быть использована идея неприемлемости бедности. И авторы приводят пример семей с низкими доходами, которым удалось вырастить успешных детей. Прежде всего тут важно, конечно же, образование. Ведь, по мнению Рональда Фергюсона, именно образование помогает преодолеть изначальное социальное неравенство. Но побуждать ребенка хорошо учиться должны именно родители.

В шестой роли родитель сам выступает примером для ребенка. Ведь важно не только словами, но и своими поступками объяснять ребенку, как нужно себя правильно вести и общаться с окружающими. Взгляды родителя на мир естественным образом отражаются в его поведении. Седьмая роль — посредник. Задача родителя в роли посредника — подготовить ребенка к самостоятельному выбору, научить его принимать грамотные взвешенные решения. Но если необходимо, посредник может вмешаться в ситуацию советом или действием, но у ребенка в этой ситуации всегда должно быть право голоса. Последняя восьмая роль — это навигатор. Ребенок навсегда запоминает советы родителя и его мудрые поступки. И в этой роли родитель сопровождает ребенка всю его жизнь.

Как видим, все роли делятся на две большие группы: воспитывающие и поддерживающие. Первая группа помогает развить в ребенке нужные качества, вторая направлена на внешний мир и на поиск возможностей эти качества проявить. Действие большей части ролей никак не ограничено во времени, и только две — партнер в раннем обучении и бортинженер — следуют друг за другом. От прямого контроля занятий ребенка дома родитель переходит к удаленному контролю в школе. Качественное исполнение этих ролей влияет на дальнейшее будущее ребенка. Остальные роли можно использовать в любой наиболее подходящий для этого период времени. А все вместе они дают родителям уникальный набор ключевых принципов успешного воспитания. Также благодаря этой книге родители получат ответы на важные вопросы: чему учить ребенка до школы, как побудить его лучше учиться, нужно ли вмешиваться в конфликты детей с учителями и ровесниками. Родители любого достатка смогут помочь своему ребенку реализовать свой потенциал и стать успешным человеком. Ну и заодно читатели узнают, как воспитывает своих дочерей Барак Обама и что делала мать Альберта Эйнштейна, чтобы ее сын стал знаменитым ученым.

Фергюсон, Р. Формула. Гарвардская стратегия воспитания успешных детей, которую может использовать каждый родитель / Рональд Фергюсон, Татша Робертсон ; перевела с английского О. Джангольская. — Москва : Бомбора, 2022. — 368 с. — (Психологический бестселлер).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ