Движение сердца
Дворцовая площадь – сердце Санкт-Петербурга. В окружении величественных бело-голубых с золотом строений всегда много туристов, толпящихся на брусчатке и восхищённо разглядывающих изящные здания. Там они и встретились, в сердце города: десятилетний мальчик Женька и старый конь Маркиз. Маркиз катал туристов по площади, иногда верхом, иногда в карете. Катание в карете было самым нелюбимым занятием Маркиза. Карета была тяжёлой, и конь выбивался из сил, с трудом таща за собой набитую весёлыми зеваками повозку по старинной брусчатке.

Хозяйка Маркиза – Катька (настоящее имя Оксана), ходила по Дворцовой площади в костюме Екатерины Великой – не была жестокой или злой. Но эта молоденькая девушка получила коня в наследство, неожиданно, и необходимость ухаживать за ним, кормить стала для неё обузой. Теперь она была вынуждена, в видавшем виды историческом костюме императрицы, каждый день стоять на Дворцовой площади и предлагать гостям города прогулку верхом.
Катька-Оксана часто ворчала, что из-за Маркиза она как привязанная, не может никуда уехать и вынуждена жить не в комфортабельной квартире, а в вагончике и едва сводить концы с концами. Но Маркиз знал, что хозяйка поворчит и перестанет, и, хоть и грозится отправить его «на колбасу», никогда этого не сделает.
Женька увидел Маркиза случайно, когда шёл с мамой на занятие в художественную школу. Мама остановилась, поторапливая его, и вдруг заметила, что сын неотрывно смотрит на коня, стоящего рядом с девушкой в историческом костюме.
«Ма, посмотри, какие у этой лошади грустные глаза», — сказал Женька и «неохотно поплёлся за мамой туда, где шумел Невский проспект».
У Жени обнаружился талант к живописи, что, в общем было не удивительно – Женин папа был художником. Но занятия в художественной школе не слишком нравились мальчику. Там нужно было рисовать по правилам, а ему не хотелось снова и снова садиться за скучный натюрморт. Правда, в тот день сюжет был поинтереснее: глаза. Нужно было нарисовать глаза своего соседа. Перед лицом Женьки стояли совсем другие глаза – старого коня с Дворцовой площади — и, наспех закончив задание, он схватил карандаш и быстрыми, точными движениями начал набрасывать эскиз лошади. Только вот глаза… они никак не получались. Женька стирал, рисовал заново, но всё было не то.

Надо было снова увидеть этого коня, тогда Женька смог бы придать рисунку нужное выражение.
Мальчик стал приходить в гости к Маркизу каждый день. Он приносил ему угощение, и старый конь благодарно похрустывал то спелым яблоком, то сочной морковкой. Познакомился и с Катькой-Оксаной. От неё же и узнал, что она недовольна своей работой и необходимостью ухаживать за доставшимся ей в наследство конём.
Женька уже не мог думать ни о чём другом. Он понимал, что жизнь Маркиза клонится к закату, и он, Женька, должен во что бы то ни стало сделать коня снова счастливым, выкупить его у Оксаны. Но как заработать такую сумму в десять лет?
И тогда Женька вспомнил про свой эскиз, который очень хвалил преподаватель по рисунку, Борис Борисович. Решение пришло внезапно, когда Женька увидел в одном месте на Невском проспекте, перед собором, импровизированную художественную выставку. Может, ему удастся продать там эскиз и что-нибудь ещё из своих работ?
Женька рассказал Еве, которая училась вместе с ним в художке о Маркизе, о том, что его необходимо спасти и для этого нужны деньги. И вместе оказалось даже проще пристроиться к художникам и достать рисунок. А дальше – дальше всё получилось, как во сне. Какой-то мужчина, плохо говоривший по-русски, спросил о цене и, не торгуясь, отдал за эскиз запрошенные три тысячи. В сердце Женьки поселилась надежда. Но она оказалась напрасной: за весь день он не смог больше продать ни одну из своих работ.

На следующий день в художественной школе все уже знали от Евы о старом коне. И со всех сторон Женьке стали предлагать помощь: кто сколько мог. Одни отдавали свои карманные деньги, другие, как Женька, продавали родственникам или знакомым свои лучшие рисунки и с гордостью приносили Женьке заработанное. Только Борис Борисович, узнавший, что для участия в конкурсе у его учеников не осталось ни одной приличной работы, впал в ярость. Но, услышав причину, затих и куда-то ушёл. А вернулся вместе с Женькиным папой.
В тот день Каприз чувствовал с самого утра недоброе. Хозяйка была не похожа сама на себя, с припухшим и покрасневшим кончиком носа, что было точно к слезам, необычайно ласковая, норовившая всё время угостить Маркиза чем-нибудь вкусненьким. Он всё понял, когда увидел двух незнакомых мужчин, поздоровавшихся с девушкой и деловито подошедших к нему. Катька-Оксана приняла решение избавиться от Маркиза. Нет, она хотела как лучше и пристраивала его на похожую работу в Пушкино, в парк.
Что заставило чуткое лошадиное сердце воспротивиться судьбе: грубость ли новых хозяев, или внезапно нахлынувшие воспоминания о том, каким он был когда-то свободным и счастливым, или мощь знаменитых коней Клодта на Аничковом мосту, по которому его вели на новое место, — никто не знает. Но в один момент Маркиз дёрнул головой, уздечка вылетела из рук поводыря, и вот уже опьянённый воздухом свободы конь мчался по мостовой, цокая копытами.
А в это время, размазывая по лицу предательские слёзы, на Дворцовой площади стоял Женька с папой и Борисом Борисовичем. Они пришли к Маркизу, но нашли только растерянную и смущённую хозяйку. Откуда же им было знать, что Маркиз уже летит навстречу своей судьбе, прямо к широкой и прекрасной Дворцовой площади.
Там они и встретились снова. Мальчик, рванувшийся вслед за единственно верным движением своей души, и старый конь.

У этой книги счастливый конец. Борис Борисович оказался владельцем коллекции картин и старой усадьбы, куда он мечтал переехать, чтобы основать там центр помощи детям-инвалидам. Центр, в котором детей должны лечить не лекарствами, а добротой, общением с животными. Оксана, наконец, перестала быть императрицей и, по приглашению Бориса Борисовича, начала работать в Центре.
Ну, а Маркиз? – спросите вы.
Старый конь был снова счастлив. Он, как когда-то пахнущая молоком его мама заботилась о нём, своём жеребёнке, теперь нянчился с человеческими детёнышами, которых привозили в центр по выходным. И это было на пользу всем: и лошадям, и детям.
Книга Евгении Русиновой «Галопом навстречу» — одна из серии «Буду твоим другом». Как несложно догадаться, эта серия – об отношениях человека и животных. Герои серии: беспризорный щенок, снегирь с поломанным крылом, лишённый дома лисёнок, маленький доверчивый телёнок – надеются найти в человеке друга и защитника.

Мы, родители, часто говорим о том, что хотим видеть своих детей здоровыми, умными, успешными, забывая, как важно вырастить ребёнка добрым и отзывчивым человеком. В наше неспокойное, требующее подчас от человека мобилизации всех его душевных и интеллектуальных сил, время доброта кажется чем-то второстепенным, а иногда даже не слишком нужным. «Надо быть жёстче, решительнее!» — подчас если не говорим, то мысленно мы желаем своим детям. И совершаем непростительную ошибку. Мы сами становимся менее восприимчивыми к чужой беде, и наши дети берут с нас пример. Мы подчас не замечаем очень важных движений души своих детей: нам вечно не хватает времени, сил, терпения.
В книге Евгении Русиновой симптоматично то, что Женька не обратился со своей бедой к родителям. Хотя, по сюжету, у них в семье хорошие отношения. Возможно, мальчик не рассчитывал найти понимание и предпочёл не делиться своими мыслями. И как же правильно отреагировал на ситуацию впоследствии Женькин папа! Не задумываясь, пришёл сыну на помощь.
«Галопом навстречу» — книга о том, что главное предназначение человека – любовь и милосердие. Нам нельзя об этом забывать. Как и о том, что самые важные поступки в нашей жизни совершаются именно так: когда мы следуем за внезапным, самым верным, движением нашего сердца.
Русинова, Е. Галопом навстречу / Евгения Русинова ; иллюстратор Валеулин Роман. – Ростов-на-Дону : Феникс : Феникс-Премьер, 2024. – 110 с. : ил. – (Буду твоим другом).