Первый сборник рассказов про девочку Светлану вышел в 1951 году. Эта книга «Мелик-Пашаева» напечатана по изданию 1955 года с великолепными иллюстрациями Георгия Фитингофа, продолжателю традиций повествовательной реалистической иллюстрации в русской книжной графике. Именно с иллюстрациями Георгия Фитингофа (1905–1975) ко многим советским детям пришли «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» М. Твена, «Дети подземелья» В. Короленко, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Васёк Трубачёв и его товарищи» В. Осеевой, повести Л. Будогоской, беллетристика Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Конан-Дойла, А. Хаггарда из «Библиотеки приключений».

Сергей Баруздин. Про Светлану
Сергей Баруздин. Про Светлану

В первом рассказе Светлане три года. Это любознательная, сообразительная, не робкого десятка девочка. Читатель любого возраста узнает в Светлане и её друзьях себя, дошкольника. Вот девочка пошла в детский сад, где подружилась со своим сверстником Виталиком. А однажды во время тихого часа никак не хотела заснуть, мешала спать другим ребятам, а потом всё-таки угомонилась и… проспала занятие по музыке. Вот Светлана помогает няне наводить порядок в группе, пока другие ребята гуляют. И это оказывается не менее, а даже более увлекательно, чем просто бегать и играть. В рассказе «За обедом» Светлана случайно разбила тарелку, но сначала не призналась, а потом нашла в себе силы сказать правду. За что её похвалила мудрая воспитательница. На собственных ошибках девочка учится дисциплинированности.

Сергей Баруздин. Про Светлану
художник Георгий Фитингоф

Алёша – новенький в группе, куда ходит Светлана, и разрушитель налаженной мирной жизни. Он дергает девочек за косы. И обзывает ябедами тех, кто пытается жаловаться воспитательнице. Но когда Алёша дёргает за косу Светлану, та даёт отпор обидчику – дергает его за чёлку. Не ожидавший этого мальчишка поднимает позорный визг. А Светлана добивает абьюзера его же методом: «Эх ты, ябеда!».

Сергей Баруздин. Про Светлану
художник Георгий Фитингоф

Сергей Баруздин показал историю взросления обычной советской девочки. И сделал это вроде бы просто с точки зрения художественных средств: короткие, словно рубленые предложения, несложный синтаксис, минимум эпитетов, всё больше глаголы, скупо и энергично передающие динамику действия. Но именно эта лаконичность увлекает, и читатель с интересом и волнением следит за поступками Светланы.

Сергей Баруздин. Про Светлану
художник Георгий Фитингоф

У этого цикла рассказов есть продолжение – «Светлана – пионерка» и «Светлана – наша Сейдеш». Светлана выросла, закончила школу, а потом и курсы медсестёр и поехала работать в Киргизию, на Тянь-Шань, который давно мечтала увидеть.

Сергей Баруздин
Баруздин Сергей Алексеевич

В рассказах Баруздина множество конкретных примет жизни послевоенной Москвы, бытовых деталей, по которым можно реконструировать образ жизни москвичей 50-х годов ХХ века. И это – отличное дополнение к школьному учебнику истории, прекрасный ресурс для краеведческого образования и воспитания.

Баруздин С. Про Светлану : рассказы / Сергей. Баруздин ; художник Георгий Фитингоф. – Москва : Мелик-Пашаев, 2025. – 40 с. : цв. ил.

ПроДетлит

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ