Путеводитель по волшебным сказкам
Книга Натальи и Ольги Артёмовых – путеводитель по русской волшебной сказке и славянской мифологии, причем акцент сделан на самых известных персонажах русского фольклора.

В первой части рассказывается о языческих богах, которым поклонялись славяне. Среди них Перун, Ярило, Велес и другие. Проводятся параллели с мифологическими персонажами других народов. Так, Велес сравнивается с греческим богом Паном, римским Фавном, индийским Пушаном. Перун – с Зевсом (Древняя Греция) и Юпитером (Древний Рим).
Вторая часть посвящена волшебным существам (Мать сыра земля, кикимора, банник, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Дед Мороз и другие). О каждом представителе низшей мифологии сообщается не только его функция в сказке или быличке (рассказе суеверного характера о встрече человека с нечистью). Здесь есть этимология имени, описание внешности, привычек, упоминается, в каких произведениях литературы и искусства (опера, живопись) появляется тот или иной персонаж. Проводятся параллели с аналогичными существами в мифологиях других народов. Так, «роднёй» лешего являются греческие дриады, отчасти и лесной царь со своими дочерьми в балладе Гёте в переводе В. А. Жуковского. У русалок еще больше «родственниц» в фольклоре разных народов: немецкие ундины, греческие нереиды, сербские вилы. Лихо одноглазое тоже имеет «родственников» за границей – циклопов из древнегреческих мифов. А домовой сродни скандинавским кобольдам, шотландским брауни, армянскому шаапету.

В разделе «Люди» речь идет, конечно, о богатырях – легендарных Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче. Множество врагов им противостояло, но всех богатыри побеждали. Алёша Попович – Тугарина Змеевича (о нем идет речь во второй главе этого раздела), воплощавшего в русском фольклоре черты кочевников, творящих набеги на русские земли, и монголо-татар. Так же, как Соловей-разбойник, персонаж следующей главы, сраженный Ильей Муромцем. Образы женщин-воительниц тоже не обделены вниманием. Вот Марья Моревна, а рядом с ее именем упоминаются Настасья (дочь Микулы Селяниновича), Дарья Псковская… А вот Василиса Премудрая, один из самых ярких образов русской народной сказки.
Есть в книге и «славянский бестиарий», где собраны вызывающие ужас животные: Змей Горыныч, Аспид, Василиск, волк-оборотень. А в следующих главах описаны прекрасные птицы – Сирин, Алконост, Гамаюн, Феникс. И, конечно, непременные герои волшебных сказок: жар-птица, мудрый ворон, сивка-бурка, кот Баюн.

Поскольку о мифологии славян известно немного, наши предки не оставили письменных свидетельств о своих верованиях, то авторы создали своеобразную «фантазию на тему» того материала, который систематизировали авторитетные исследователи славянского фольклора. Главы книги напоминают волшебную сказку, язык их – поэтичный, напевный, отсылающий не столько к мифу, сколько к русской сказке.
Книга удовлетворяет интерес детей ко всему сверхъестественному, потустороннему. Творческое переложение известных сказочных сюжетов стимулирует интерес ребенка к русской волшебной сказке и культурном наследию своего народа в целом.
Артёмова, Н. Герои славянских мифов : от древности до наших дней / Наталья Артёмова, Ольга Артёмова ; иллюстрации Натальи Хромченко. — Москва : Эксмо : #эксмодетство, 2024. — 78, [1] с. : цв. ил. — (На просторах мифов и легенд).