В самой первой строке этой антологии сделано громкое заявление: «В этой книге собраны лучшие стихотворения для детей». Сразу возникает вопрос: лучшие за какой период времени, за всю историю существования поэзии? А следом: лучшие в какой географической локации, во всем мире, в России или в Санкт-Петербурге? Далее сообщается: «Их авторы – современные петербургские поэты». Представляя авторов, составитель не жалеет хвалебных фраз: «патриарх петербургской детской литературы», «признанный мастер», «легендарный поэт Царского села»… Но если снизить градус восторженности и пафоса, то стоит отметить, что стихи, вошедшие в сборник, действительно очень симпатичные. А главное – бережно наследующие великим предшественникам, поэтам золотого и серебряного веков, а также тем, на чьем творчестве выросли все участники этой поэтической антологии, то есть советским детским поэтам.

Стихи для детей современных петербургских поэтов
Стихи для детей современных петербургских поэтов

Открывают сборник шутливо-ироничные стихи Анны Игнатовой. Они про капризных принцесс, трудолюбивых волшебниц, про лешего, который сватался к русалке, но вдруг среди веселых строк тревожно сверкнет и такое вот, антиутопическое: «Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка, посредине – человек. Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было!» («Недалекое будущее»).

В стихах Алексея Шевченко царит атмосфера веселой игры, словесной, образной, которую так любят дети: «Топотала, топотала – топотиночки стоптала! А еще потопочу – топотапочки стопчу!» Эти стихи-скороговорки можно использовать для развития речи малыша. Поэзия Шевченко наполнена теплыми, уютными образами родного дома, любимыми с детства пейзажами: «Я нарисую дом, скамейку у калитки, на листьях лопуха две завитых улитки. Вот бабушка в окне, ромашковый букет. Вам это все равно? А мне дороже нет!» Поэт говорит о том, как важна связь со своими корнями, с близкими и родными людьми, но делает это без назидательности, играя: «Я в дедушкин тулуп зароюсь-завернусь. В мохнатой темноте кем хочешь обернусь! Ко мне через рукав, как будто в дымоход, мурлыкать и дремать залезет черный кот».

Удивительная судьба у Людмилы Фадеевой: будучи ребенком, она пережила ужасы гитлеровской оккупации ребенком, была в концлагере. Но в ее стихах столько света, юмора, оптимизма, доверия к миру, любви ко всему живому! «Пищит надо мной некусачий комар. Стою и не знаю: что делать? Кошмар! Кусачего хлопнуть – за дело ему! А с этим как быть? Ну совсем не пойму! Поёт он! Танцует! Взвивается ввысь! Весёлый, счастливый… Пожалуйста, брысь!»

Отличное знание детской психологии демонстрирует в своих стихах Сергей Махотин. Его стихи, в лучших традициях российской детской поэзии, – о вещах очень важных, базовых: о горячем желании ребенка найти настоящего друга («Случайный номер»), о ценности родственных связей («Брат»). Они наполнены деликатным мягким юмором, мягкой, но какой-то очень убедительной созидательной силой, укрепляющей в читателях веру в добро, правду, человеческое благородство. В них тонко и убедительно передано то головокружительное ощущение, когда впервые открываешь для себя красоту окружающего мира и ощущаешь себя его частью: «Я сегодня сам не свой, потому что вдруг я открыл, что я – живой и живой – мой друг. Засмеялись вдруг глаза у живого пса, и живая стрекоза взмыла в небеса… На траву ложится тень, гаснут облака. Я шепчу: – До завтра, день, ветер, лес, река…» («Летний вечер»).

Эхо классической поэзии ХIХ – начала ХХ века слышится в стихах Евгения Лукина. Его «Ангел Петропавловского собора» – аллюзия на пушкинскую поэзию, в отдельных строках узнаваема интонация Некрасова и Лермонтова, есть отзвуки поэзии Тютчева и Фета. Стихотворения складываются в лирический цикл, посвященный Петербургу. Трепетно-нежные зарисовки петербургских улиц и площадей, памятников архитектуры и культурно-исторических объектов настолько выразительны, что словно видишь воочию Александро-Невскую лавру, Дворцовую площадь, Эрмитаж, Казанский и Исаакиевский соборы. Грифоны и сфинксы, крейсер «Аврора» и паровоз Финляндского вокзала – все они для поэта дорогие приметы любимого города, его равноправные жители.

Словесная игра присуща поэзии Олега Сердобольского. «Два орла ПРИУТЁСИЛИСЬ, два щегла ПРИКУСТИЛИСЬ, а скворцы ПРИБЕРЁЗИЛИСЬ и скворечнике скрылись. Пять ворон ПРИЗАБОРИЛИСЬ, три дрозда ПРИГНЕЗДИЛИСЬ, ну а чайки – ПРИМОРИЛИСЬ, за день так уморились!» Стихи эти находятся в явной перекличке с классическими произведениями ленинградской поэтической школы, с теми же Маршаком и Чуковским, чья интонация слышна в таких, например, строчках: «Ходит солнце в небесах на горячих парусах и слепит нас, как мечтою, парусиной золотою…» Поклон здесь и Александру Сергеевичу, конечно же («Туча по небу идет, бочка по морю плывет…»).

Наталья Хрущева, Игорь Шевчук, Николай Голь, Вячеслав Лейкин – в их поэтической перекличке столько искрящегося задора, добродушного юмора, сердечной доброжелательности! Завершают сборник стихи самых юных поэтов. Им по восемь-девять лет, их свежие бойкие строки радуют читателя и говорят о живой преемственности, о том, что поэтические традиции в городе на Неве живут и преумножаются, и это здорово.

Стихи для детей современных петербургских поэтов [Сост. Е.В. Лукин]. – СПб.: АНОО Центр ДПО «АНЭКС», 2022. – 208 с. ISBN 978-5-9909-100-1-0

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ