В самой первой строке этой антологии сделано громкое заявление: «В этой книге собраны лучшие стихотворения для детей». Сразу возникает вопрос: лучшие за какой период времени, за всю историю существования поэзии? А следом: лучшие в какой географической локации, во всем мире, в России или в Санкт-Петербурге? Далее сообщается: «Их авторы – современные петербургские поэты». Представляя авторов, составитель не жалеет хвалебных фраз: «патриарх петербургской детской литературы», «признанный мастер», «легендарный поэт Царского села»… Но если снизить градус восторженности и пафоса, то стоит отметить, что стихи, вошедшие в сборник, действительно очень симпатичные. А главное – бережно наследующие великим предшественникам, поэтам золотого и серебряного веков, а также тем, на чьем творчестве выросли все участники этой поэтической антологии, то есть советским детским поэтам.

Открывают сборник шутливо-ироничные стихи Анны Игнатовой. Они про капризных принцесс, трудолюбивых волшебниц, про лешего, который сватался к русалке, но вдруг среди веселых строк тревожно сверкнет и такое вот, антиутопическое: «Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка, посредине – человек. Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было!» («Недалекое будущее»).
В стихах Алексея Шевченко царит атмосфера веселой игры, словесной, образной, которую так любят дети: «Топотала, топотала – топотиночки стоптала! А еще потопочу – топотапочки стопчу!» Эти стихи-скороговорки можно использовать для развития речи малыша. Поэзия Шевченко наполнена теплыми, уютными образами родного дома, любимыми с детства пейзажами: «Я нарисую дом, скамейку у калитки, на листьях лопуха две завитых улитки. Вот бабушка в окне, ромашковый букет. Вам это все равно? А мне дороже нет!» Поэт говорит о том, как важна связь со своими корнями, с близкими и родными людьми, но делает это без назидательности, играя: «Я в дедушкин тулуп зароюсь-завернусь. В мохнатой темноте кем хочешь обернусь! Ко мне через рукав, как будто в дымоход, мурлыкать и дремать залезет черный кот».
Удивительная судьба у Людмилы Фадеевой: будучи ребенком, она пережила ужасы гитлеровской оккупации ребенком, была в концлагере. Но в ее стихах столько света, юмора, оптимизма, доверия к миру, любви ко всему живому! «Пищит надо мной некусачий комар. Стою и не знаю: что делать? Кошмар! Кусачего хлопнуть – за дело ему! А с этим как быть? Ну совсем не пойму! Поёт он! Танцует! Взвивается ввысь! Весёлый, счастливый… Пожалуйста, брысь!»
Отличное знание детской психологии демонстрирует в своих стихах Сергей Махотин. Его стихи, в лучших традициях российской детской поэзии, – о вещах очень важных, базовых: о горячем желании ребенка найти настоящего друга («Случайный номер»), о ценности родственных связей («Брат»). Они наполнены деликатным мягким юмором, мягкой, но какой-то очень убедительной созидательной силой, укрепляющей в читателях веру в добро, правду, человеческое благородство. В них тонко и убедительно передано то головокружительное ощущение, когда впервые открываешь для себя красоту окружающего мира и ощущаешь себя его частью: «Я сегодня сам не свой, потому что вдруг я открыл, что я – живой и живой – мой друг. Засмеялись вдруг глаза у живого пса, и живая стрекоза взмыла в небеса… На траву ложится тень, гаснут облака. Я шепчу: – До завтра, день, ветер, лес, река…» («Летний вечер»).
Эхо классической поэзии ХIХ – начала ХХ века слышится в стихах Евгения Лукина. Его «Ангел Петропавловского собора» – аллюзия на пушкинскую поэзию, в отдельных строках узнаваема интонация Некрасова и Лермонтова, есть отзвуки поэзии Тютчева и Фета. Стихотворения складываются в лирический цикл, посвященный Петербургу. Трепетно-нежные зарисовки петербургских улиц и площадей, памятников архитектуры и культурно-исторических объектов настолько выразительны, что словно видишь воочию Александро-Невскую лавру, Дворцовую площадь, Эрмитаж, Казанский и Исаакиевский соборы. Грифоны и сфинксы, крейсер «Аврора» и паровоз Финляндского вокзала – все они для поэта дорогие приметы любимого города, его равноправные жители.
Словесная игра присуща поэзии Олега Сердобольского. «Два орла ПРИУТЁСИЛИСЬ, два щегла ПРИКУСТИЛИСЬ, а скворцы ПРИБЕРЁЗИЛИСЬ и скворечнике скрылись. Пять ворон ПРИЗАБОРИЛИСЬ, три дрозда ПРИГНЕЗДИЛИСЬ, ну а чайки – ПРИМОРИЛИСЬ, за день так уморились!» Стихи эти находятся в явной перекличке с классическими произведениями ленинградской поэтической школы, с теми же Маршаком и Чуковским, чья интонация слышна в таких, например, строчках: «Ходит солнце в небесах на горячих парусах и слепит нас, как мечтою, парусиной золотою…» Поклон здесь и Александру Сергеевичу, конечно же («Туча по небу идет, бочка по морю плывет…»).
Наталья Хрущева, Игорь Шевчук, Николай Голь, Вячеслав Лейкин – в их поэтической перекличке столько искрящегося задора, добродушного юмора, сердечной доброжелательности! Завершают сборник стихи самых юных поэтов. Им по восемь-девять лет, их свежие бойкие строки радуют читателя и говорят о живой преемственности, о том, что поэтические традиции в городе на Неве живут и преумножаются, и это здорово.
Стихи для детей современных петербургских поэтов [Сост. Е.В. Лукин]. – СПб.: АНОО Центр ДПО «АНЭКС», 2022. – 208 с. ISBN 978-5-9909-100-1-0
Другие статьи по теме: