«Люди в этих историях будут жить вечно»

Фрэнсис Хардинг. Свет в глубине
Фрэнсис Хардинг. Свет в глубине

История о друзьях Харке и Джелте, странности их дружбы, приключениях и попытках выжить в пятнадцать лет среди контрабандистов, виртуозно обходящих законы островов Мириеда; мусорщиков, поделивших побережье и выискивающих ценное в хламе, прибитом к берегу волнами; ныряльщиков за устрицами и охотников за боготоваром.

Некогда море и таинственное Подморье кишели великими богами. Теперь же боги стали «всего лишь материалом, из которого делают окна, мосты и лекарства». Боготовар — основа жизни островов, останки богов, сгинувших в Катаклизме. Обладание даже маленькой частичкой бога (осколок раковины, фрагмент плоти) даёт владельцу огромные возможности.

Джелт — стремительный, агрессивный и упрямый — пускается в любые авантюры, чтобы обрести богатство, Харк — романтичный, сомневающийся и гибкий — подчиняется, но слишком о многом задумывается. (Всё время вспоминается другая пара с похожими именами, некие Джекил и Хайд).

Джелт выпутывается из затруднений резкими и даже жестокими действиями, валюта Харка — истории. Он сочиняет их, чтобы втереться в доверие, выведать секрет или уйти от ответственности.

Всё идёт своим чередом, пока Харк при очередной попытке спасти Джелта не находит в тёмных водах Подморья живое сердце бога (да, это спойлер, но обложка в любом случае делает своё чёрное дело, у вас не будет шанса догадаться самостоятельно, уж простите). Вот тут-то всё и начинается. Как приходят в движение пластины артефакта, когда сердце бога посылает импульс, так же слаженно начинают сближаться все персонажи, которые до этого казались статистами в мире Харка и Джелта. Увлекательно, ясно и с уместным юмором.

А ещё эта история — о лжи.

Мне кажется, это вообще любимая тема Хардинг, то, что её больше всего волнует. Помнится, в «Дереве лжи» герои вынужденно распространяли её, от самой, казалось бы, безобидной, до фантастической по содержанию и охвату. В «Хрониках Расколотого королевства» ложь была естественной средой обитания главного героя, менестреля и мошенника. И там и там можно было увидеть, как с помощью лжи управляют общественным мнением (на частном и государственном уровнях). Здесь Харк постоянно сооружает винегрет из правды и лжи, чтобы выжить. Но в итоге шанс спастись самому и спасти других появляется только тогда, когда Харк говорит правду. В первую очередь — себе.

Ещё «Свет в глубине» о выборе, допустимой цене победы и о том, что же в человеке — он сам, что нужно беречь, а что можно менять. О том, что все мы живы, пока кто-то рассказывает о нас истории. О том, что история каждого — часть общей истории.

Много о чём.

Но вообще-то, конечно, о приключениях друзей в мире погибших и оживающих богов, охотников за боготоваром, работорговцев, уставших священников, фанатичных политиков и вдохновенных учёных.

Референсы: Г.Л. Олди «Богадельня», Нил Гейман «Океан в конце дороги» и «Никогде», Дэвид Алмонд «Глина» (странная дружба, но не только), Дж.Дж. Р. Толкин «Властелин колец» (конкретно тема с влиянием кольца на владельца).

Немного пожалуюсь на странности и опечатки вроде «касаясь рукой к гребешкам волн», «предназначались в лечебных целях», «при виде священника столь беззащитным», «рокотом голоса бога сводил с ума» и т.д.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ