В начале повествования Уне 13 лет. Она и мрачный старик, который отстранен и холоден с ней, живут на краю света, на острове в северном море, где, кроме них, нет никого. Уна не знает, кто она и откуда, и даже имени у нее нет – старик не балует ее общением, обращаясь исключительно «девочка». Лишь изредка их навещает «некрасивый, совсем лысый, но добрый» человек по имени Ралус, которого девочка зовет Человек-Солнце за его участливость и заботу. От этих двоих героиня узнает о своей особой миссии: «Говорят, что я избранная. Что мне на плечи ляжет «бремя ответственности»». Она – пряха, как и героини трех предыдущих книг цикла «Семь прях»: Мия, Кьяра, Тайрин, в честь каждой из которых названы повести. Как и у других девочек, судьба Уны сложна, запутанна, трагична даже. От старика она знает, что ее мать погибла, а ее, новорожденную, старик подобрал и выходил. Старик ведет себя странно, все время молится какой-то старой книге, и девочка в недоумении: «Почему он молится книге? Разве она сильнее моря, земли и неба?» Человек-Солнце отвечает на это: «Он верит, что книга вершит судьбы людей, и только она решает, как человеку жить» (Да? – спросит себя мало-мальски подкованный мировоззренчески читатель. – А разве не Бог это решает и не свободная воля самого человека?). А сам старик, как поясняет героине Человек-Солнце, «приглядывает за морем и небом, за островом, за тюленями и китами», записывает в свои тетради, «но это еще не книги». В этом видится немного оккультный такой разворот, волнующая, особенно юные умы, тема «тайных знаний», «сверхспособностей», которыми обладают главные героини цикла «Семь прях» и некоторые люди из их окружения.

Тамара Михеева. Уна
Тамара Михеева. Уна

Впрочем, о судьбе Уны читаешь, затаив дыхание. Внезапно умирает старик, девочка остается совсем одна на острове, откуда ее почти в беспамятстве вывозит на другой, обитаемый, остров Ралус-странник. Начинаются бесконечные переезды Уны (этим именем ее нарекают в гостеприимной многодетной семье, которая первой принимает странную девочку). Из обрывков случайно услышанных людских разговоров и скупой информации, которой с нею делятся добрые люди, опекающие ее на протяжении ее долгого, полного опасностей пути, Уна узнает много интересного и пугающего о своих родственниках и о себе самой. Она понимает, почему люди относятся к ней настороженно, почему ей нельзя долго жить в одном месте. Как в индийской мелодраме второй половины ХХ века, Уна распутывает нити и узлы своего рода, выясняет, кто ее отец, вступает в борьбу с колдунами и с императором-диктатором.

В аннотации от издательства сказано, что книги из цикла «Семь прях» можно читать в любой последовательности, но всё-таки лучше – в хронологической. Тогда будет более понятной ситуация, когда Уна попадает в семью Мии и видит искреннее горе матери, потерявшей дочь. Или эпизод, когда спутник Уны по ее очередному странствию рассказывает ей о Тайрин. Хотя Тамара Михеева в интервью не раз говорила, что каждая часть цикла самостоятельна, все герои причудливо связаны, их пути пересекаются в разнообразных пространствах созданного автором мира, сходясь в эпилоге, чтобы вновь разойтись по разным мирам.

Тамара Михеева не раз признавалась в своей любви к творчеству Владислава Крапивина. В этой повести, как и в других произведениях писательницы, явственно слышится перекличка с крапивинскими образами и мотивами. Как и мальчишки в романе «Дети синего фламинго», Уна подружилась на острове с птицей, которая стала ее защитницей. Как и во многих произведениях Крапивина, от «Вечного жемчуга» и «Голубятни на желтой поляне» до цикла «В глубине Великого Кристалла», сюжетообразующий ход в цикле «Семь прях» – перемещения героев из одного пространства в другое. Влияние «Властелина колец» Толкиена тоже явно ощущается (взять хотя бы линию императора и его сыновей-близнецов – вспоминаем Денетора и его сыновей Фарамира и Боромира).

Стиль повествования – мягкий, неторопливый, струящийся, можно было бы сказать: убаюкивающий, если бы не суровые обстоятельства, в которые попадают герои. Но и описывая горестные события: войны, преследования, в которых герои теряют дорогих существ, – Тамара Михеева не подчеркивает ужасы происходящего, лишь печаль и нежность ко всем страдающим живым существам слышатся в каждой строчке.

Борьба за власть, интриги, дворцовый переворот – всё это показано глазами девочки-подростка, которая ищет свое место в этом мире и пытается, как и любой юный человек, ответить на вопрос: кто я и для чего пришел в этот мир.

Мир, созданный Тамарой Михеевой в цикле «Семь прях», мир тщательно продуманный, со своей историей и географией, с картами на форзаце книги, со своей мифологией. Мифология эта отсылает к древним эпосам, к легендам Древней Греции и лежит в русле языческих представлений о мире и человеке. Остров Веретено, где прошло детство Уны — на краю света (так и представляешь себе, что в этом книжном мире земля плоская), недалеко от острова – Ворота смерти, через которые уплывают после смерти мертвые. Повести населены фантастическими существами, животными, которые дружат с людьми, мифологическими персонажами – морскими троллями, гантарами…

Современные исследователи подростковой литературы отмечают, что на смену культа Толкиена, который считается основоположником жанра фэнтези в ХХ веке, приходят новые мифопоэтические системы, в основе которых — языческое мировоззрение. В многочисленных фэнтези-романах есть и захватывающие дух приключения, и щекочущие нервы читателей тайны и загадки, и, как у Тамары Михеевой, деликатный, но отчетливо слышимый призыв к милосердию и внимательном отношении к человеку.

Михеева, Тамара. Уна. Семь прях. Книга четвертая : [для сред. и ст. шк. возраста] / Тамара Михеева ; ил. Ю. Биленко. – М. : Абрикобукс, 2023. – 272 с. : ил. – (Тайная дверь). 978-5-6048907-1-4

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ