Заложники смартфона

Эта книга написана автором, который уже 25 лет профессионально занимается детьми и их родителями и 11 лет изучает тему взаимоотношений подростков и гаджетов. Именно в подростковом возрасте у большинства детей появляется собственный смартфон, планшет или ноутбук, и 50 процентов родителей переживают, что использование гаджетов может повлиять на психологическое самочувствие их детей. Чем раньше и чем больше дети заняты экранами смартфонов, тем выше шансы попасть в зависимость от гаджетов и, соответственно, меньше шансов осознанно и с умом их использовать. Это в свою очередь плохо отражается на учебе, а в случае чувствительных детей страдают все сферы их развития. Что же делать, если ваш подросток слишком много сидит в телефоне? Как превратить зависимость от гаджетов в полезную и здоровую привычку? Сколько часов в день ребенок может проводить у экрана? Как разгрузить мозг подростка? Влияют ли игры и социальные сети на его способность к обучению? Как защитить ребенка от чрезмерного использования цифровых медиа? В этой книге автор показывает, как мы можем гарантировать, что наши дети станут не рабами экрана с неэффективным и хрупким мозгом, а хозяевами, которые используют современные цифровые технологии, чтобы учиться и развиваться. И наш долг как родителей — дать волю мозгу ребенка. Потому что, находясь всегда на связи, они творят удивительные вещи со своим мозгом, что вообще-то губительно. Решение заключается не в жизни без гаджетов, а в жизни с гаджетами, но и с цифровой свободой. Эта книга в отличие от всех остальных фокусируется на цифровой свободе, то есть способности ребенка проводить достаточно продолжительное время без гаджета, не испытывая психологического дискомфорта. Ведь если ребенок откладывает телефон, но в мыслях все еще занят тем, что там происходит, он остается заложником своего смартфона.

Тео Компернолле. Подросток и гаджеты
Тео Компернолле. Подросток и гаджеты

В первой части книги вы узнаете о преимуществах того, что мы можем всегда быть на связи, и о недостатках постоянного нахождения онлайн. Вторая часть расскажет о том, как можно изменять негативные факторы так, чтобы дать волю мозгу вашего ребенка. Для тех родителей, кого интересуют научные предпосылки советов автора, в третьей части он дает краткую справку о том, как работает человеческий мозг и как он может сломаться, рассыпавшись на фрагменты. Из четвертой части книги вы узнаете, что особенного в мозге подростка. И в части пятой речь пойдет о том, почему люди неправильно используют гаджеты, к каким последствиям это может привести и как на это влияет общество. Нам нужно это знать прежде всего потому, что все ваши попытки высвободить мозг вашего ребенка могут свести на нет соцсети, не следующие правилам этики и пытающиеся поработить его.

Родителям хорошо известна реакция ребенка, когда он лишается гаджета: агрессия по отношению к окружающим или, напротив, нытье, слезы, нежелание думать ни о каком другом занятии. Оба признака свидетельствуют о том, что ребенок уже потерял свою цифровую свободу и, возможно, пристрастился к дофаминовым скачкам, которые обеспечивают разные приложения. Этот тревожный сигнал говорит о том, что вам придется изменить свой подход, чтобы освободить мозг вашего ребенка, последовательно устанавливая ограничения на использование гаджетов и поощряя, и вознаграждая альтернативные виды деятельности.

Эта книга, основываясь на научных фактах, призывает к цифровой эмансипации наших детей. Обладая цифровой свободой, мы способны осознанно пользоваться технологиями: знаем, с какой целью используем приложения, знаем, как найти и обработать информацию, самостоятельно управляем своими приложениями.

Наши дети, да и мы сами можем использовать современные технологии двумя способами: либо для осмысленного сбора информации для достижения личного успеха, либо для бездумного (и подвергающего зависимости) поглощения интересной, но по большей части бесполезной информации. Наслаждаться бездумным потреблением, бороздить просторы интернета и даже затеряться в них в целом не порок при условии, если вы осознаете, что делаете, способны это контролировать и без труда ограничить при необходимости.

В этой книге вы найдете много практических советов, из которых как родитель вы можете выбрать то, что нужно вам и вашему ребенку. Есть только один незаменимый совет, способствующий освобождению мозга вашего ребенка: научите его организовывать деятельность непрерывными блоками. Особенно важно не прерывать те занятия, для выполнения которых требуется внимание и концентрация. С этим, однако, довольно сложно справиться, если ребенок не научится ограничивать использование гаджетов.

Эта книга поможет родителям подарить детям безопасную цифровую свободу; увидеть пользу гаджетов и интернета; перестать бояться современных технологий; снизить негативное влияние техники на мозг подростка; освободить ребенка из телефонного рабства.

Компернолле, Т. Подросток и гаджеты / Компернолле Тео ; перевод с нидерландского Екатерины Терешко. — Москва : Адьпина Дети, 2024. — 368 с. — (Путеводители для родителей).

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ