В кругу любящих близких

В этой повести, по сравнению с другими историями о Муми-троллях, меньше захватывающих приключений, она более размеренная, временами монотонная, как шум моря. И самая философская из всех.

Туве Янссон. Папа и море
Туве Янссон. Папа и море

Однажды в жарком августе семейство Муми-троллей покидает привычную уютную Муми-долину и отправляется в открытое море на поиски лежащего на краю света острова с самим большим в мире маяком. Это мечта Муми-папы – стать смотрителем маяка, и Муми-мама, разумеется, разделяет планы мужа: «Здесь будет наш дом. Это папин остров. Папа позаботится о нас. Мы переберемся туда, и будем там жить до конца наших дней, и начнем все сначала». Муми-мама и Муми-тролль, а также взятая в семью малышка Мю, с энтузиазмом подхватывают эту идею.

На лодке «Приключение» (она упоминается в «Шляпе волшебника») семейство плывет на остров, лежащий вдали от цивилизации. Остров необитаемый, если не считать нелюдимого рыбака, который живет на другой его стороне и демонстративно избегает общения с пришельцами. Используя небогатый скарб неизвестно куда девшегося смотрителя маяка и привезенные из Муми-дола самые необходимые вещи, они обустраиваются в маячной башне. Причем, Муми-мама создает на запущенном, унылом и холодном пространстве заброшенного маяка уютное теплое жилье – почти как в Муми-доле. Как настоящие Робинзоны, Муми-тролли без страха, благодушно и с доверием принимают любые обстоятельства и приспосабливаются к ним. Муми-мама, прямо по Вольтеру, возделывает свой сад: оборудует небольшой огородик и представляет себе, как вырастут на нем картошка, помидоры, бобы. Ее не угнетает, что это будет лишь через год. Муми-тролли осваивают остров. Муми-папа рыбачит, изучает сам остров, морские ветра, погоду, прибрежные воды и уже планирует написать диссертацию. Малышка Мю с присущей ей независимостью и бесстрашием лазит по всему острову, отказывается ночевать в доме, находит контакт с угрюмым рыбаком. Муми-тролль поглощен открытиями во флоре и фауне. Обладая тонкой, романтичной, поэтичной душой, он становится свидетелем настоящего чуда: ночью в полнолуние из моря выбегают волшебные морские лошадки танцуют на берегу. В одну он даже немного влюбляется, как может влюбиться поэт в прекрасное создание природы.

А параллельно развивается линия Морры. Читатель уже знаком с ней по сказочной повести «Шляпа волшебника». В этой повести, рассчитанной уже не только на детей, этот образ углубляется, наполняется трагическим содержанием. Морра противостоит другим героям истории, особенно Муми-семейству, как небытие противостоит бытию. Мертвецким холодом, унынием, тупой безысходностью веет от этой мрачной фигуры. «Муми-тролль знал, что, если Морра посидит где-нибудь дольше часа, там уже никогда ничего не вырастет. Земля умирает от ужаса… Всё, к чему она прикасается, гаснет».

Морру очень тянет к дому Муми-троллей, магнетически действует на нее теплый свет лампы в окнах их дома. А когда семейство отправляется на остров и окна гаснут, Морра плывет вслед за ними и каждый вечер идет на свет штормового фонаря, который Муми-тролль выносит на берег в надежде встретить волшебных морских лошадок. Как и всё в книгах Туве Янссон, описание танцующих морских лошадок очаровывает и наполняет радостью: «Они скакали по песку, закидывая головы, разметав гривы, хвосты развевались длинными блестящими волнами… Время от времени они стремглав бросались в воду, поднимая высокие брызги, выбивая радуги в лунном свете, и убегали обратно под своими радугами, кося глазом, и наклоняли головы, чтобы подчеркнуть изгиб шеи…» И рядом – одинокая, страшная Морра, которая топчется на песке и воет.

И в какой-то момент Муми-тролль понимает, что Морра приходит не только ради того, чтобы приблизиться к огню, в ней, оказывается, как и в любом живом существе, есть стремление преодолеть свое одиночество. Открыв эту важную истину, Муми-тролль поднимается еще на одну ступеньку взросления. Но для того, чтобы сделать важное открытие, компанейскому Муми-троллю надо научиться опираться на самого себя и понять, что одиночество может быть благом. «Что-то произошло с ним, и он стал другим муми-троллем, внутри которого поселились совсем другие мысли. Ему стало нравиться одиночество. Теперь он играл один, у себя в голове, и это оказалось интереснее всего на свете. Он играл с морскими лошадками, с лунным светом, который становился еще прекраснее на фоне Морровой тьмы…»

Туве Янссон
Туве Янссон

Притягательность повестей о Муми-троллях – и этой, и других – в том, что в ней показана идеальная семья, такие семейные отношения, о которых мечтает, наверное, каждый. Чудаковатое семейство Муми-троллей демонстрирует здоровую модель отношений. Когда Туве Янссон писала свои истории, она, конечно, и не представляла себе, что они станут настоящим психологическим пособием. В семье Муми-троллей родители создают все условия для личностного роста детей, не запрещают Муми-троллю познавать мир, давая ему разумную свободу, и читатель с восторгом следит за приключениями главного героя, которые могут быть опасными, но такими увлекательными.

Но это не значит, что родители безразлично относятся к воспитанию. Они деликатно подсказывают, как лучше поступить (надо отдать должное мудрости Муми-мамы, она, как профессиональный психолог, дает совет тогда, когда Муми-тролль ее спрашивает, а не навязывает свое мнение). Когда Муми-тролль объявляет маме, что хочет покинуть маяк и пожить один «где-нибудь на острове», мама не раздумывая соглашается, напомнив только, чтобы сын взял с собой спальный мешок. В детоцентрированной семье трудно представить себе такую реакцию родителей, про тревожных матерей, окружающих своих детей запретами, и говорить нечего. Кстати, Муми-тролль обращается к маме в тот момент, когда она поглощена рисованием цветов, то есть среди хозяйственных хлопот она умеет находить время на собственные интересы, и это очень вдохновляющий пример для уставших от бытовых проблем женщин. Она же высказывает мысль о том, что уборка не должна становиться культом и даже к приготовлению пищи надо относиться без фанатизма. Материальное не должно превалировать над душевным и духовным – эти размышления Туве Янссон красной нитью проходят через все повести о Муми-троллях.

Членам семьи хорошо вместе, они достаточно времени проводят в семейном кругу, который, впрочем, открыт для других. Именно поэтому дом Муми-троллей притягивает самых разных существ, которые находят здесь поддержку, тепло, не говоря уже о кружке ароматного кофе и бутерброда. При этом Муми-мама, которая поначалу кажется полностью погруженной в хозяйственные заботы, податливой и нетребовательной, на самом деле уверенно ведет семейный корабль, если надо, проявляя мягкую силу и – опять же мягко – вразумляя тех, кто вышел из берегов.

Размышления Туве Янссон, созданные ею образы перекликаются с идеями натурфилософии, в основе которых лежит представление о том, что всё живое и неживое в природе находится в тесной взаимосвязи, что природе присуще сознание. Всё на Земле разумно, словно говорит Туве Янссон. В пространстве повести по-своему разумны маленькие ядовитые муравьи и сам остров, на котором они обитают. В начале он сравнивается с огромным котом, а Муми-тролли, подплывая, ощущают его жаркое дыхание и чувствуют, что он рассматривает, изучает их. «Папа опустился на вереск и прижал ухо к земле. И услышал, как бьётся сердце острова. Далеко внизу, под прибоем, глубоко в недрах земли стучало сердце – глухо, мягко и ритмично». Живое (и опасное) существо с дурным характером – море, окружающее остров. Оно вступает с Муми-папой и его сыном в противоборство, едва не погубив, но оно же одаривает их… ящиком превосходного виски. Живое на острове всё: и деревья, разгуливающие по нему, и камни, и мох, в моменты опасности прячущийся в землю. Муми-семейство, способное любить и понимать окружающий мир, принимает это как должное, а папа даже ведет с морем и островом разговоры. «Остров живой, – понял папа. – Мой остров такой же живой, как деревья и море. Всё живое».

Эта повесть, как и все остальные из Муми-цикла, о любви, о семейном тепле, о ценности родственного, дружеского плеча. ««Когда ты мама, – размышляет Муми-мама, – нельзя всё бросить и уйти в ночь – а жаль! Мамам это так нужно». Она, как обычно, послала Муми-троллю нежный рассеянный привет. Муми-тролль – он тоже не спал на своей полянке – ощутил его и в ответ помахал ушами». И мама лучше, чем кто бы то ни было, понимает, что сын повзрослел и пришла пора отпускать его (как важно вовремя отпустить ребенка во взрослую жизнь!). «– Ему стало тесно с нами», – сказала мама. – Он пока сам не понимает. А ты всё думаешь, что он еще малыш».

Любовь – вот что согревает страницы всех книг о Муми-троллях. Любовь и забота, которую изливают друг на друга и окружающих члены Муми-семейства, преображает мир. И даже Морра оттаивает в присутствии Муми-тролля. В финале он понимает, что Морра приходила каждый вечер на берег не для того, чтобы увидеть огонь и погасить его, по своему обыкновению. Она приходила ради него самого. «Морре не нужен был фонарь. Она радовалась, что Муми-тролль пришёл повидаться». И это ужасное существо больше не замораживает своим присутствием всё, к чему прикасается. «Когда она убрела по берегу прочь, он проводил ее взглядом, потом вышел на песок и пощупал его. Льда больше не было. Песок был самый обычный». И Муми-тролль принимает эту ответственность за того, кого приручил, – несимпатичную Морру, которой тоже нужно тепло и участие. В начале истории Муми-мама говорит про нее: «Морру боятся, потому что она ледяная насквозь и никого не любит». Теперь она больше не ледяная, потому что испытала симпатию к другому существу, Муми-троллю.

Любовь и забота Муми-троллей возвращает память одинокому рыбаку, который вспоминает, что он – смотритель маяка. Повесть заканчивается умиротворенно и светло: маяк, который никак не мог зажечь Муми-папа, вновь сияет, зажженный его хозяином. А места на острове хватит всем, мир огромен и добр, если мы добры к нему.

Повесть Туве Янссон, как и все остальные произведения про Муми-троллей, имеет двойную адресацию. Дети увидят в ней прелестные приключения, взрослые – серьезные экзистенциальные вопросы, размышления о смысле человеческой жизни и даже проблемы экологии. Хотя сама Туве Янссон в 1965 году, когда впервые была опубликована повесть «Папа и море», наверное, такую цель не ставила, а просто посвятила произведение «одному папе», своему отцу. И всей своей семье, в которой всегда была счастлива. Как Муми-тролль в кругу любящих близких.

Янссон Т. Папа и море / Туве Янссон ; пер. со швед. Е. Тиновицкой. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. – 256и с. : ил. 978-5-389-14195-7

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ