Ежели вы вежливы…

Эмили Бомон. Учимся хорошим манерам
Эмили Бомон. Учимся хорошим манерам

Чем чаще родители говорят с детьми об этикете, тем больше надежд на то, что хамства и всяческого мусора (морального и физического) в обществе станет меньше. И начинать надо с самого нежного возраста. Французы относятся к этому весьма серьезно, закрепляя правила этикетного поведения в разнообразных детских книжках.

Как, например, в этой книжке-картинке. Диалог с юными читателями ведется и визуальный, и текстовой. На каждом развороте расположены две красочные иллюстрации. На одной дети ведут себя образцово. На другой – нарушают правила поведения, свинячат, ссорятся и т.п. Под картинкой краткий пояснительный текст. Читателям предлагается ответить, хорошо себя ведут персонажи или плохо. Первый раздел книги — «Учимся хорошим манерам в семье». Дом начинается с прихожей, и на первом развороте изображены малыши, брат с сестрой (в русском переводе – Маша и Миша), вернувшиеся с прогулки. На одной картинке они аккуратно вытирают ноги о придверный коврик и переобуваются в тапочки. На другой – вваливаются в дом в грязных сапожках и оставляют следы по всей прихожей. Читателям предлагается оценить их поведение.

А дальше — обычный распорядок дня малышей, неважно, живут они во Франции или в России. Каждый бытовой эпизод сопровождается ненавязчивой инструкцией, как надо и как не надо поступать. Вот они чистят зубы в ванной (напоминается, что зубную щетку надо промыть, а зубную пасту не оставлять открытой). Вот сидят за обеденным столом (кидаться зеленым горошком – дурно). Вот играют в детской комнате (игрушки надо убирать на место, а не разбрасывать по всей комнате). Вот общаются с домашними питомцами – собакой, кошкой, хомячками, попугайчиком. А вот выезжают с родителями в лес и учатся беречь природу.

В следующем разделе — «Учимся хорошим манерам в обществе» — Миша и Маша сидят в очереди к доктору (и вырабатывают навыки терпения), встречают гостей-сверстников (показан образец гостеприимного поведения), приобретают коммуникативные навыки в детском саду… Наблюдая за Мишей и Машей в разных ситуациях, малыш делает полезные выводы. Например, что на пляже и в бассейне не стоит окатывать отдыхающих водой и обсыпать песком. В музее надо слушать экскурсовода и смотреть экспонаты, а не носиться по залам. В супермаркете не утолять жажду неоплаченным соком и не пробовать фрукты и конфеты. И вообще побольше думать о том, чтобы не доставлять неприятностей окружающим.

Есть здесь и инструкции по безопасному поведению. Прежде чем гладить незнакомую собаку, надо спросить разрешения у ее хозяев, иначе может получиться, как на картинке, когда напуганная детской атакой собачка кусает Машу. В машине надо пристегиваться ремнями безопасности и не отвлекать водителя.

Возможно, в тексте временами сквозит напористая назидательность, но она смягчается симпатичными картинками. Они, кстати, вполне пригодны для сторителлинга. Поскольку картинки с «правильным» и «неправильным» поведением в одной и той же ситуации расположены рядом, можно предложить ребенку найти отличия в изображениях. Такие задания на внимательность особенно популярны были в детских журналах второй половины прошлого века.

В книжке транслируются семейные ценности, от нее веет теплом и домашним уютом. «Маша и Миша, прижавшись к папе, смотрят по телевизору мультфильмы… Они удобно устроились на диване с любимыми игрушками в руках».

Ситуации, описанные в книжке, приучают ребенка к мысли о необходимости быть терпеливым, вежливым, уважать чужие (да и свои) границы. Усвоение этих правил цивилизованного человеческого общежития в детстве облегчит всю дальнейшую жизнь.

Учимся хорошим манерам / автор идеи Эмили Бомон / художник Сильви Мишле / иллюстрации – Рафаэлла Коско – Leaf Illustration, Эрик Дюамель/ пер.с французского – Ирина Шадрина – Москва : Издательская группа «Азбука-Аттикус», «Махаон», 2021. – 111 с. : ил.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ