Сидя на крыше, не выше, не ниже

Нежный и поэтичный детектив – это «Грамерси-парк», графический роман, созданный современным французским писателем Тимоте де Фомбелем и художником Кристианом Кайо.

Полупрозрачный, будто акварельный фон, – это Нью-Йорк. Город с царящей в нем атмосферой отчужденности становится отдельным действующим лицом. Главная героиня наблюдает за жителями мегаполиса с крыши дома и разводит свой собственный город в миниатюре – пчелиные ульи. Читателя поначалу тоже приглашают понаблюдать за городом и за суровым мужчиной из дома напротив. Однако дальше придётся не только наблюдать, но и активно включаться, складывать хитрый пазл закрученной истории. По крайней мере, первая половина романа –настоящий квест, где нужно следить за временем повествования, которое скачет из сороковых в пятидесятые годы, за персонажами и обстановкой,  а поскольку текста не много, нужно ориентироваться в графике. Эта игра с читателем глубже, чем просто затейливые загадки, сквозной линией проходит желание главной героини отомстить, которое оборачивается настоящим утешением. Детектив, как и жизнь, складывается из череды выборов, верных или ошибочных, но совершенных исключительно из-за любви.

Тимоте де Фомбеля называют современным классиком французской литературы, он славится тем, что умеет говорить с детьми и подростками на понятном и увлекательном языке. На русском языке изданы его «Тоби Лолнес», «Ванго», «Нетландия», «Куда уходит детство» и другие. «Грамерси-парк» – первый комикс, созданный писателем, а также первое его произведение для взрослых.

Как бывает с вещами глубокими и захватывающими, аудитория становится шире, чем задумывалось. Это тот случай, когда книга вроде бы создавалась для взрослых, но в итоге главными её читателями, скорее всего, станут подростки.

С «Грамерси-парк» издательство «КомпасГид» начинает новую серию – графические романы. Для российских «отношений» с графическими романами и комиксами в целом это большое событие, поскольку позволит чуть лучше ориентироваться в мире картинок и бабблов (так называют облака, в которых располагается текст в комиксах).

Решение начать новую серию именно с «Грамерси-парка» вдохновляет, потому что это не очередное переиздание комиксов про супергероев, которых и так все знают, а попытка найти что-то новое.

Книга издана с большим вниманием, об этом говорят детали, например, шрифт, которым напечатан текст, создал известный российский художник и дизайнер Захар Ящин. Не для каждого комикса или графического романа делается свой собственный шрифт, это ценно, хоть и не бросается в глаза.

По большому секрету издательство открыло нам тайну следующего издания: это будет история про брата Уолта Диснея, итальянца Алессио де Санта.

Прокомментировать «Грамерси-парк» мы попросили знатока графических романов, переводчика с французского языка Михаила Хачатурова:

Фомбель пошёл на риск, он мог бы продолжать работать в привычных жанрах, но неожиданно для многих выбрал графический роман. Рискнул он не зря: комикс оценили. На крупнейшем фестивале в Ангулеме он был номинирован как роман в детективном жанре, это престижно.

Для «КомпасГида» это только начало, впереди другие французские графические романы детективного направления. Такие узкие жанры, как нуар или, например, вестерн, всегда популярны в равной степени, поскольку у них очень четкие рамки и границы. И совершенно определенная коллизия. Нельзя сказать, что публика гигантская, но она стабильная. Интерес к нуару есть, это видно и по кино. Думаю, рано или поздно «Грамерси-парк» тоже будет экранизирован – книга просто просится на экран. Мне больше всего понравилось, что до последней фразы идеально выдержана интрига, и ты только в самом конце понимаешь, что же происходит на самом деле. В этом и есть мастерство.

 

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ: