Сидя на крыше, не выше, не ниже

Нежный и поэтичный детектив – это «Грамерси-парк», графический роман, созданный современным французским писателем Тимоте де Фомбелем и художником Кристианом Кайо.

Тимоте де Фомбель «Грамерси-парк»
Тимоте де Фомбель «Грамерси-парк»

Полупрозрачный, будто акварельный фон, – это Нью-Йорк. Город с царящей в нем атмосферой отчужденности становится отдельным действующим лицом. Главная героиня наблюдает за жителями мегаполиса с крыши дома и разводит свой собственный город в миниатюре – пчелиные ульи. Читателя поначалу тоже приглашают понаблюдать за городом и за суровым мужчиной из дома напротив. Однако дальше придётся не только наблюдать, но и активно включаться, складывать хитрый пазл закрученной истории. По крайней мере, первая половина романа –настоящий квест, где нужно следить за временем повествования, которое скачет из сороковых в пятидесятые годы, за персонажами и обстановкой,  а поскольку текста не много, нужно ориентироваться в графике. Эта игра с читателем глубже, чем просто затейливые загадки, сквозной линией проходит желание главной героини отомстить, которое оборачивается настоящим утешением. Детектив, как и жизнь, складывается из череды выборов, верных или ошибочных, но совершенных исключительно из-за любви.

Тимоте де Фомбеля называют современным классиком французской литературы, он славится тем, что умеет говорить с детьми и подростками на понятном и увлекательном языке. На русском языке изданы его «Тоби Лолнес», «Ванго», «Нетландия», «Куда уходит детство» и другие. «Грамерси-парк» – первый комикс, созданный писателем, а также первое его произведение для взрослых.

Как бывает с вещами глубокими и захватывающими, аудитория становится шире, чем задумывалось. Это тот случай, когда книга вроде бы создавалась для взрослых, но в итоге главными её читателями, скорее всего, станут подростки.

С «Грамерси-парк» издательство «КомпасГид» начинает новую серию – графические романы. Для российских «отношений» с графическими романами и комиксами в целом это большое событие, поскольку позволит чуть лучше ориентироваться в мире картинок и бабблов (так называют облака, в которых располагается текст в комиксах).

Решение начать новую серию именно с «Грамерси-парка» вдохновляет, потому что это не очередное переиздание комиксов про супергероев, которых и так все знают, а попытка найти что-то новое.

Книга издана с большим вниманием, об этом говорят детали, например, шрифт, которым напечатан текст, создал известный российский художник и дизайнер Захар Ящин. Не для каждого комикса или графического романа делается свой собственный шрифт, это ценно, хоть и не бросается в глаза.

По большому секрету издательство открыло нам тайну следующего издания: это будет история про брата Уолта Диснея, итальянца Алессио де Санта.

Прокомментировать «Грамерси-парк» мы попросили знатока графических романов, переводчика с французского языка Михаила Хачатурова:

Фомбель пошёл на риск, он мог бы продолжать работать в привычных жанрах, но неожиданно для многих выбрал графический роман. Рискнул он не зря: комикс оценили. На крупнейшем фестивале в Ангулеме он был номинирован как роман в детективном жанре, это престижно.

Фомбель Тимоте Де
Фомбель Тимоте Де

Для «КомпасГида» это только начало, впереди другие французские графические романы детективного направления. Такие узкие жанры, как нуар или, например, вестерн, всегда популярны в равной степени, поскольку у них очень четкие рамки и границы. И совершенно определенная коллизия. Нельзя сказать, что публика гигантская, но она стабильная. Интерес к нуару есть, это видно и по кино. Думаю, рано или поздно «Грамерси-парк» тоже будет экранизирован – книга просто просится на экран. Мне больше всего понравилось, что до последней фразы идеально выдержана интрига, и ты только в самом конце понимаешь, что же происходит на самом деле. В этом и есть мастерство.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ