Укротитель хандры и колорист будней

8-11 лет – период активной социализации, поэтому в книгах для подобной возрастной аудитории особое внимание уделяется отношениям между людьми. Между детьми и их сверстниками, детьми и родителями, а также между взрослыми и взрослыми. Хотя жизнь «старших» интересует школьников не меньше жизни ровесников, яркие взрослые персонажи в современной русской детской литературе – редкость. В этой статье пойдёт речь именно о такой оригинальной в своём жанре повести Вали Филиппенко «Папа ищет работу».

Валя Филиппенко. Папа ищет работу
Валя Филиппенко. Папа ищет работу

Главный герой дебютной книги Вали Филиппенко – папа, который потерял работу и ищет новую. О его поисках рассказывает девятилетняя дочь. И рассказывает не по-детски – использует метафоры, сравнения и сложносочинённые предложения. К примеру, так начинается одна из глав:

Обычно по субботам мама варила папину любимую манную кашу. Перламутровая, словно ракушка из моря, она переливалась в тарелке, и, как цветные жемчужины, в ней сияли капли варенья.

Придирчивый читатель сразу задаст вопрос: почему у юной рассказчицы столь взрослая лексика? Не стоило ли тогда сделать повествование воспоминанием от лица повзрослевшей дочери? Ведь она заявляет: «Сейчас мне девять лет», а затем принимается сыпать образами в духе выпускницы филологического факультета. Где языковое правдоподобие?

На самом деле, несмотря на всю очевидную социально-бытовую тематику, перед нами не реализм, а история с русалками, пиратами и волшебными музыкальными жабами. Но это не совсем сказка. Сказочные элементы возникают дозированно, когда повествование касается непосредственно поиска работы. Достаточно обратить внимание на объявления о найме, которые в книге представляют собой отдельный юмористический жанр: «ОТКРЫВАТЕЛЬ КОНСЕРВНЫХ БАНОК В РЕСТОРАН», «НУЖЕН КОСМОНАВТ ДЛЯ ПОЛЕТА НА КОМЕТЕ», «ФОТОГРАФ ЕДИНОРОГОВ».

Художественный мир разделён на два разных пространства, пусть граница между ними порой и зыбкая. Первое пространство – семья и школа, логичная и ясная территория детства. Второе – туманная, диковинная территория взрослых, где люди работают и получают деньги. Наиболее приземлённая трактовка подобного двоемирья: ребёнок-рассказчик не понимает мир взрослых до конца, не в силах объяснить происходящее в нём напрямую и потому объясняет иносказательно, с помощью фантастических персонажей и абсурдных сюжетов.

В современной англоязычной литературе похожий гибрид сказочного и реалистического – язвительный роман Хилари Лейхтер «Временно», где героиня тоже часто меняет работу и тоже сталкивается с причудливыми героями. У Вали Филиппенко абсурдизм другой, добрый и лиричный. Понятно, что при желании в пиратах нетрудно разглядеть бандитов, а, допустим, в русалке – капризную и глупую телезвезду. Но в центре истории здесь находится папа, а его образ вполне серьёзен. Папа – увлечённый музыкант-самоучка и максимально ответственный человек, которому важно быть полезным и который не терпит несправедливости. Это сугубо положительный пример отца, однако он не играет роль мудреца-супермена, а показан обычным взрослым, постепенно осознающим своё подлинное призвание.

Важно упомянуть, что финальная работа папы окажется правдоподобной. В определённой интерпретации почти все остальные его профессии комичны как раз именно потому, что на самом деле ему не подходят. Рассказчица зачастую на это намекает и в итоге помогает папе обрести настоящее дело. Так что её образ можно трактовать не только как образ ребёнка с богатым воображением, но и как образ волшебной помощницы собственного папы. Тогда и недетский слог героини выглядит оправданно. И в качестве художественного решения выбранный стиль стоит считать удачным. Характерный приём в тексте – смысловые контрасты. Манная каша, символ всего пресного и скучного, экстравагантно сравнивается с морской ракушкой. Такое удручающее занятие, как поиск работы, показано через абсурдные ситуации, юмор и сказочные аллегории.

Правда, отдельные пассажи напоминают не очень смешные шутки: «Своей будущей жене изобретательный лётчик сделал предложение, подарив ей не кольцо, а шлем пилота. Она не могла отказаться, потому что вообще не могла говорить». Что ж, лётчик, похоже, тот ещё негодяй. С другой стороны, эпизод с музыкальными жабами, которые живут внутри человека и реагируют на неприятные звуки. Или остроумный метод борьбы с хандрой:

Её нужно найти в теле, заобнимать и напоить лимонадом (летом) или какао (зимой). И когда хандра согреется, выпьет графин лимонада или кастрюлю какао, станет совсем не хандрой даже, а чем-то тёплым и уютным внутри вас, похожим на шарф или плед, вам (для профилактики) нужно будет срочно заняться самым важным делом в вашей жизни! Нарисовать птичку, придумать танцевальный номер, сочинить песню, собрать самолёт из кубиков или, в конце концов, пройти уровень вашей любимой компьютерной игры.

И если книге Вали Филиппенко, по аналогии с упомянутыми выше объявлениями, придумывать органичную должность, то лучше всего подойдёт «укротитель хандры». Ведь в тексте чувствуется настолько много свободного полёта фантазии, что совсем не приходится скучать, погружаясь в сюжет, по сути, линейный и будничный. Будни потерянного взрослого человека здесь удаётся раскрасить в пёстрые, причудливые тона. «Папа ищет работу» – история, которая демонстрирует, что рутина взрослых далеко не бессмысленная. Что там есть место и поиску себя, и борьбе за справедливость, и просто красивой – то радостной, то грустной – сложной музыке жизни.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ