Учитель, воспитай ученика!

Виктория Ледерман. Это наш 4 «Н»
Виктория Ледерман. Это наш 4 «Н»

Сборник рассказов Виктории Ледерман продолжает традиции Николая Носова, Виктора Драгунского, Юрия Сотника и других классиков отечественной детской литературы, описывавших повседневную жизнь школьников психологически точно, с доброй улыбкой и сочувствием. Потому что это только поверхностным людям кажется, что у детей беспечная жизнь. На самом деле она подчас драматичнее и напряжённее, чем у взрослых. И вопросы перед школьниками встают не очень-то и детские. Вот, например, катастрофическая нехватка времени. Проблема, с которой сталкивается сейчас, наверное, каждый, независимо от возраста.

В рассказе «Необъяснимый парадокс» учитель Виктор Егорович предлагает своим подопечным четвероклассникам проанализировать, на что тратится их время, а для этого в течение дня записывать «только важные дела, без которых никак нельзя обойтись». В центре этого рассказа – Богдан Ярцев, который не блещет хорошими оценками, лоботряс, одним словом. Однако он честно пытается обдумать, почему ничего не успевает. В списке важных дел у него оказываются только «школа–магазин–прогулка–уроки». Учитель, не называя имен, противопоставляет ему список «другого человека» (похоже, это прилежная девочка), в котором и посещение библиотеки, и музыкальная школа, и репетитор по английскому, и помощь маме по дому, не говоря уже об уроках и прогулке с собакой. «Мы с вами считали, что времени не хватает тому, у кого много дел. Но как мы видим – всё совсем наоборот. У кого больше дел, то всё и успевает. А времени не хватает именно тому, кто ничем не занят». Это истина, очевидная для умудренных жизненным опытом взрослых. А детям нелишне об этом напоминать вновь и вновь, в том числе и со страниц книги, что и делает Виктория Ледерман устами своего героя – учителя, который выступает в сборнике неким резонёром. Однако не стоит думать, что в рассказах много нравоучений. Они если и есть, то скупы, лаконичны, но запоминаются накрепко.

Чаще учитель Виктор Егорович вразумляет своих учеников не прямыми сентенциями, а искусно созданной воспитывающей ситуацией, продуманными педагогическими приемами. Один из самых сильных рассказов сборника, «На светлой стороне», как раз демонстрирует умение учителя разрешить конфликтную ситуацию и достучаться до «трудного», как говорили раньше, ученика, помочь ему стать лучше. Платон Редькин, задира и хулиган, обижает всех в классе. Однажды терпение ребят заканчивается, и в присутствии учителя все начинают предъявлять ему накопленные обиды: «То подножку подставит, то щелбан даст, то жвачку на волосы прилепит…» Мудрый Виктор Егорович, выслушав всех, неожиданно предлагает ребятам вспомнить хорошие поступки надоевшего всем одноклассника: «В каждом из нас намешано ой-ой сколько всего. Разве никто из вас не бывал на своей темной стороне? Никто ни разу не совершал плохих поступков?» Это прекрасный психологический прием, который стоит использовать педагогам, чтобы поднять самооценку ребенка, на которого навешаны негативные ярлыки, чтобы смягчить нравы и повернуть детские сердца к добру и прощению. И забияка Редькин, с изумлением услышавший из уст ребят положительные отзывы о себе, раскаивается и в финале рассказа мирится с одноклассником.

ПроДетЛит - Виктория Ледерман
Ледерман Виктория Валерьевна

Разные ситуации возникают на уроках и вне их, но Виктору Егоровичу удается мастерски управлять классом, не самым, может быть, буйным, но и не рабски-безвольным: в этом классе что ни ученик, то личность (впрочем, личность нужно видеть в любом ребенке, именно это старается донести до читателя Виктория Ледерман). Даже не управлять, и уж, конечно, не подавлять, а скорее направлять буйную энергию ребят в нужное русло.

В рассказах показана повседневная жизнь обычных школьников. Ну разве что класс у них с «научным уклоном», поэтому – «Н». А вообще они так же, как их товарищи из параллельных классов, списывают друг у друга, ссорятся, мирятся, с тревогой ожидают родительских собраний, после которых, бывало, следуют ограничения на посещение кино и пользование гаджетами. Так же могут попытаться сорвать урок студентке-практикантке («Навострили ушки и слушаем!»). Правда, мудрые учителя, вычислив зачинщиков, устраивают им очередную «воспитывающую ситуацию» и отправляют озорников во второй класс якобы заменить ненадолго учительницу. Новоиспеченным «шефам» на себе придется испытать, что значит неуважение разбушевавшихся подопечных. Десять минут, пока отсутствовала учительница второклассников, им показались вечностью, они «ждали спасительного звонка». Вывод ими были сделаны правильные и быстрые. Вернувшись в свой класс, Ваня и Савелий берут практикантку под свою защиту: «Ну-ка убрали всё постороннее! Только попробуйте ещё кто-нибудь пикнуть и помешать англичанке!»

Родители тоже полноправные участники этих школьных историй. Хорошо, когда они в деле воспитания солидарны с учителями, как в книге Виктории Ледерман. И когда они искренне разделяют все радости и трудности своих детей. Как, например, папа Матвея в рассказе «Научный эксперимент», который обязуется, как и сын, в течение дня не говорить ни одного слова неправды. В результате возникают разные забавные ситуации, в которых герои, несмотря на юмористический фон, поставлены в ситуацию нравственного выбора, а развязка, как и во многих других рассказах сборника, и смешная, и одновременно поучительная.

Рассказы про четвёртый «Н» – отличное чтение и для ровесников героев книги, и для тех, кто помладше. Да и пятиклассники, недалеко ушедшие по возрасту от персонажей этих рассказов, тоже найдут для себя немало интересного и поучительного.

Ледерман, Виктория. Это наш 4 «Н» : рассказы : [для мл. шк. возраста : 6+] / Виктория Ледерман ; ил. Полины Ерофеевой. – М. : КомпасГид, 2024. – 152 с. : ил. 978-5-00083-897-6

ПроДетлит

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ