Подобрать свой цвет
Новая книга писательницы Юлии Кузнецовой рассказывает о мальчике-дошкольнике, который познаёт мир через творчество. Коля живёт в обычной семье с мамой, папой и братом, ходит в кружок и волнуется перед днём рождения. Но главным открытием для него становятся кисти и краски, которые помогают преодолеть стеснительность и разобраться в некоторых едва уловимых вещах.

Вышедшая не так давно в издательстве «Архипелаг» книга Юлии Кузнецовой – тот случай, когда название на первый взгляд чуть ли не исчерпывающе описывает сюжет. Это сборник небольших историй о мальчике-дошкольнике Коле, который… рисует. Содержание каждой истории за отдельными исключениями сконцентрировано именно на процессе рисования. В то же время книгу нельзя назвать однобокой или скучной. Напротив, Коля рисует так, что наблюдать за ним интересно. Почему?
Дело в особом ракурсе. О рисовании существует немало книг для дошкольного и младшего школьного возраста. Как правило, они относятся либо к познавательной литературе, где разъясняется, как смешивать краски и чертить перспективу, либо же к произведениям, где игра воображения юного художника хотя бы отчасти оказывается связана с чем-то фантастическим. Яркий пример последней категории – книга Андре Франсуа и Нелли Стефан «Роланд», в которой герой оживляет собственные иллюстрации.
«Коля рисует» – реалистичная история, и при этом она в прямом и переносном смысле художественная. Это повествование о знакомстве ребёнка с творчеством, об открытии тонких, неясных зачастую и взрослому механизмов воображения. В ней много удивления, много искренней радости от новых знаний. В послесловии Юлия Кузнецова рассказывает, что прототип главного героя – её собственный сын. Вероятно это и помогло поймать оригинальный ракурс, сделать так, что Колины занятия описываются от третьего лица, чётко и последовательно, но всё равно даны как будто бы изнутри.
Вот Коля рисует кабачок и подбирает для него цвет. Мама немного торопит, потому что кабачок ей нужен для супа. Зелёный не подходит – получается огурец. Светло-зелёный – яблоко. Коля переживает крошечный, скорее всего первый свой творческий ступор. Однако для него всё очень серьёзно. Мама помогает Коле найти цвет кабачка, но вопросы не заканчиваются. Столкновение с трудностями расширяет горизонт идей.
Интересно! А какой цвет – мамин? – задаёт Коля риторический вопрос.
Другая история ещё показательней. Коля спорит с братом Гришей о том, как называется нарисованный им цвет, и Гриша случайно роняет каплю краски на лист. Коля сердится, что ему испортили рисунок, но старший брат довольно находчив.
– Испортил! Вон какое пятно!
– Не пятно это, – заявил Гриша. – А Чибзик-Чабзик.
Коля от удивления перестал шмыгать носом. А Гриша взял кисточку и нарисовал пятну руки, ноги, голову и шляпу.
На протяжении повествования Коля учится не просто рисованию, а пониманию искусства и «взгляду художника», пусть и в детском, упрощённом варианте. Главное здесь – не техника и не сложность задумок, главное – это сам принцип творчества. Коля постепенно разбирается, как обращаться с красками, начинает видеть нестандартные решения и фантазировать. Если сначала он не может «изобрести» цвет для кабачка, то под конец, собираясь изобразить ночь, обнаруживает, что к нему в рисунок сами просятся охотник и заяц.
Один и тот же цвет разные люди иногда воспринимают по-разному. Из кляксы способно вырасти любопытное существо, а вдохновение порой приходит в процессе работы. Это демонстрирует «Коля рисует» – точная, лишённая каких-либо избыточных деталей книга о становлении ребёнка как маленького художника.

Спорной может показаться концепция оформления. У Инны Папоротной добротные иллюстрации, но в силу темы, возможно, стоило сделать весь визуальный ряд в «Колином» стиле, оставить за кадром очевидно профессиональные рисунки. Так книга потеряла бы в наглядности? Создаётся впечатление, что именно визуальная наглядность в данном случае как раз не нужна. Текст, ясный и лаконичный, уже прекрасно справляется с задачей показать читателю героя и его микромир, а исключительно «Колины» рисунки создали бы дополнительный антураж, без которого книга на первых порах немного обманывает – обещает обычную бытовую детскую прозу.
Первые шаги в творчестве – основной мотив, но на самом деле не единственный. Фоном рядом с Колей всегда кто-то есть: мама, отец, брат, «тётя» из кружка. В семье каждый по-своему поддерживает Колю в его увлечении: мама подсказывает кое-что о технике рисунка, брат направляет ход воображения, а папа отыскивает в рисунке логику, которую Коля толком не подразумевал. Атмосфера дружелюбия и понимания кажется настолько естественной, что можно пропустить тот значимый момент, что Коля продолжает рисовать во многом благодаря одобрению в семье. Книга напоминает родителям, как важно с вниманием и добротой относиться к творческим увлечениям ребёнка, пусть они выглядят совсем наивными и смешными. На Колю не ругаются, даже когда он разрисовывает штаны, ведь он делает это не из вредности, а, опять же, по наивности, наоборот, желая их починить. И не имеет значения, станет ли Коля художником. Рисование дарит ему счастливое детство и подчас помогает справиться со страхами или трудностями, что наиболее ярко раскрыто в одной из ключевых историй – «Рассказе про мордашку».
В «Рассказе про мордашку» у Коли не получается здороваться и прощаться с незнакомой женщиной за стойкой на входе в кружок. Страх это или просто застенчивость, не так уж существенно. Однажды на занятиях дают задание смастерить поделку, и Коля рисует синюю мордашку, похожую на лисью. После, когда он возвращается назад мимо женщины за стойкой, у него наконец получается с ней заговорить – будто бы от лица мордашки. Коля ищет себя, подбирая цвета, обретает и свой собственный метафорический «цвет» – определённую уверенность и чувство собственного места в упорядоченном красками мире. Творческое (да и необязательно творческое) хобби для ребёнка – как правило, не просто развлечение. Часто речь идёт о способе социализации и познания себя. И книга Юлии Кузнецовой убедительно это показывает, что делает её ценной не только для дошкольников, но и для родителей.
Коля рисует / Ю. Кузнецова; худож. И. Папоротная. – Москва: Архипелаг, 2022. – 48 с.
Другие статьи по теме:
- Малин Линнерут. Это мой Единорог!
- Девочка-лебедь и другие северные сказки
- Малин Линнерут. Живи, гусеничка!