В музей – с марсианином
Старший дошкольный возраст — идеальное время для знакомства с сюжетами известных картин, отдельными историческими фактами, греческой мифологией. То время, когда ребенок готов играть на площадке в лабиринт Минотавра или делать из подушек троянского коня, если мама интересно ему об этом расскажет.

Книга Юлии Кузнецовой «Коля в Третьяковской галерее» — не только увлекательная история, но и прекрасный семейный путеводитель, с заданиями для детей и подсказками для взрослых — как сделать поход в музей интересным для всех.
Знакомство с галереей начинается с очереди на вход. Чем можно заняться в очереди с пятилетним ребенком? Да чем угодно! И лучше всего превратить ожидание в наблюдение — рассмотреть фасад или памятник Третьякову, тем более что потом его можно будет сравнить со скульптурным бюстом внутри здания. Можно прямо в очереди познакомиться с новой игрушкой и потом вместе с ней изучать картины. Грачиха Фаня, которую Колина мама взяла с собой, оказывается живой — она и восторженная, и обидчивая, в общем, эмоциональная. И это как нельзя кстати, потому что к компании присоединяется Бут — робот, ученик марсианской школы. На Марсе обходятся без света, растений и животных, но роботам, чтобы развиваться, необходимо знать все, чего у них нет, а еще — уметь различать эмоции. Получив низкую оценку по изучению красоты, чувств и эмоций, робот был направлен в галерею.

И тут у Коли начинаются настоящие открытия. Вместе с мамой, Бутом и шумной грачихой Фаней ребенок узнаёт больше о картинах и о художниках. Мама Коли придумывает для весёлой компании игры на внимательность, поиск отличий, а ещё рассказывает увлекательные истории — для каждой картины свою. И оказывается, что Третьяковская галерея – не какое-то скучное место, а целый мир, наполненный красками и эмоциями.
Бут записывает в свою палитру основные цвета с каждой картины и удивляется, что эмоции есть не только у людей, но и у красок — бывает грустный коричневый, а бывает веселый. А еще, оказывается, есть портреты с сюрпризом: выражение лица меняется, если подойти справа или слева. Такие детали помогут «включить» у любого ребенка интерес к живописи, и поход в галерею запомнится навсегда.

Эта книга — логичное продолжение сборника «Коля рисует», где главный герой — реальный ребенок, сын автора. Обе книги уже пользуются огромной популярностью у родителей, поскольку Юлия Кузнецова — не только прекрасный и многогранный писатель, но и опытный педагог. Она пишет сказки для малышей, психологические повести для подростков, ведет курс, помогающий детям полюбить чтение, а теперь помогает современным родителям знакомить детей с искусством. В книге о Третьяковской галерее — множество методических подсказок, которые будут полезны и тем, кто преподает или ведет занятия в группе.
Кстати, мама Коли в книге отнюдь не всезнайка — она просто образованный, живой и современный человек, который готовится перед тем как вести ребенка в музей, а если чего-то не знает — гуглит на месте. В начале книги есть перечень того, что читала Колина мама перед походом в Третьяковку, в том числе ссылки на сайты.

В конце помещены небольшие заметки о каждой картине, для малышей – весёлые игры и задания, которые можно выполнить в картинной галерее. А сами юные читатели смогут расшифровать записи Бута с помощью «марсианского» алфавита.
Но самое главное в книге — искреннее желание родителя познакомить ребенка с миром живописи, пробудить интерес, увлечь деталями и сюжетом. Потому что, когда поход в музей вызывает столько эмоций, рождается настоящее чувство — близости с тем, что было до тебя, а так жить на свете гораздо интересней.
Кузнецова Ю. Коля в Третьяковской галерее / Юлия Кузнецова; художник Инна Папоротная. — Москва: Архипелаг, 2024. — 144 с.: цв. илл.