Май 1945 года. Война окончена. Ленинград возвращается к мирной жизни. Трудно, мучительно привыкают герои к своим потерям и учатся жить дальше. Разрушенная в самом начале «Ленинградских сказок» семья (родители Тани, Шурки и Бобки сгинули в ГУЛАГе, умерла в эвакуации тетя Вера) — потихоньку прирастает новыми членами. Дядя Яша тоскует по жене, тете Вере, но как-то незаметно сходится с соседкой Галей, а вместе с ней входит в семью смешной малыш Максимка. Уже совсем своей стала девочка Сара, которую дядя Яша подобрал на фронтовых дорогах. Она не говорит, и можно лишь догадываться, что ее еврейская семья погибла в Холокосте. Сара особенно подружилась с Бобкой, который стал серьезнее и молчаливее. А Шурка совсем взрослый, у него появилась подружка с красивым именем Аврора – Рора. Это наполняет радостью дядю Яшу, так что он даже готов отбросить трость, с которой не расстается после ампутации ноги.

Юлия Яковлева. Глиняные пчёлы: 1945 год. Ленинградские сказки
Юлия Яковлева. Глиняные пчёлы: 1945 год. Ленинградские сказки

 

Победная весна 45-го переходит в мирное лето, семья снимает дачу в Комарово. Вот тут бы и вздохнуть наконец всем полной грудью, но нет. Под утро прилетает на окно к дяде Яше кукушка, и он разговаривает с ней – с умершей женой. А по ночам колет дрова, помогает семье убитый на фронте муж Галины – Алёша, и она беседует с ним. Но главное – нет покоя Шурке и Бобке, которые продолжают искать свою сестру, Таню. Из предыдущих книг читатель знает, что злой волшебник, Король игрушек превратил Таню в кошку. Ей удалось снова стать человеком, но самостоятельно выбраться из жуткого параллельного мира, эдакого «тридевятого царства», она не может. Братья с риском для жизни пытаются найти и вызволить ее оттуда, но пока им это не удается.

В четвертой книге, «Волчье небо», мальчишки вместе с Сарой едва спасаются из странного мистического псевдо-Ленинграда с ожившими сфинксами, адским патрулём (пародирующим революционные патрули 1917-го года, полубандитсткими «апостолами нового мира» из блоковской поэмы). В этом пустынном, опасном потустороннем Ленинграде оказывается и завуч-сталинистка, по фамилии Капустина и прозвищу Капуста, ограниченная, слепо преданная курсу партии, везде видящая врагов народа и третирующая Шурку. В «Глиняных пчелах» станет известна ее дальнейшая судьба: обращенная в статую, она распадется на куски, так и не сумев выбраться из «того» мира. Но Таню братья твердо намерены спасти.

Ради сестры Шурка готов пойти на жуткое испытание, которое даст ему возможность увидеть мир глазами других людей, а именно – гитлеровцев. На какое-то время он сумеет проникнуть в мысли немецкого паренька, который не может мириться с приказом командования о расстреле мирного еврейского населения и спасает маленькую еврейскую девочку. Он бежит с ней в лес, навстречу наступающим советским войскам в надежде, что ее подберут красноармейцы. Так и случится, дядя Яша найдет эту девочку и возьмет ее в свою семью. Так, в самом финале, раскрывается тайна Сары и ее куклы, которую наспех сделал из носового платка этот немец по имени Франц, чтобы утешить испуганного ребенка. А потом Франц откажется атаковать санитарный поезд, где находится и Таня, и будет убит ею вместе с тремя другими немцами.

Шурка становится свидетелем всему этому. Цена этого знания высока, но он готов заплатить эту цену ради спасения сестры. Однако даже его самоотречение оказывается напрасным, ведь чтобы выйти из заколдованного мира, нужно проявить и собственное усилие души. Для Тани это – необходимость раскаяться и увидеть во врагах — людей. Это невероятно трудно, и героиня бунтует, убеждая себя, что это враги, получившие по заслугам.

« — А мне не жалко! — вдруг крикнула Таня. Точно кричала ещё кому-то. — Я бы снова их убила. С радостью! Ничуть! Гады сами сюда пришли! Убивать пришли! Никто их сюда на верёвке не тянул! Получили своё!»

Но, узнав благодаря Шурке о благородстве убитого ею Франца, она раскаивается. И тогда магия рушится, «тридевятое царство» выпускает своих пленников. Во всех «Ленинградских сказках» поставлены острые этические вопросы. Герои оказываются в ситуации нелегкого нравственного выбора, и от того, насколько человечным будет этот выбор, зависит их спасение.

Почему повести о трудных и страшных временах отечественной истории, насыщенные множеством достоверных бытовых деталей и беспощадных документальных подробностей тех лет (доносы, жуткие детские дома для детей «врагов народа», людоедство в блокаду, расстрелы фашистами евреев и пр.), всё-таки названы автором сказками? Потому что в них неукоснительно соблюдается сказочный канон. Двоемирие – наш мир и «тридевятое царство», царство мертвых, куда герой отправляется, чтобы выполнить трудное задание (Туонела в «Краденом городе», Страна младенческих снов в «Глиняных пчелах»). Герой, выполняющий это задание ценой невероятных усилий, иногда даже – смерти и последующего воскрешения из мертвых и возвращения в свой мир умудренным и повзрослевшим. Каждый из ребят: Таня, Бобка, Шурка – проходит свой «квест». Но именно Шурке выпадет классический «путь героя». Именно он сумеет вызволить из страны мертвых сестру. Умереть – и воскреснуть. «Смерть» здесь имеет метафорический смысл. Увидев мир глазами немецкого солдата, который сумел сохранить в себе человека, но все равно был убит, причем любимой Шуркиной сестрой, Шурка до такой степени потрясён, что признается Тане: «Как будто во мне что-то погасло… Как будто я сам умер». Эта метафорическая смерть на самом деле – рождение во взрослую жизнь. О чем говорит брату и Таня: «Ты не мёртвый, а просто взрослый. Нас таких много. Привыкай». Есть в этих сказках и вредитель – Король игрушек, в последних двух частях принимающий вид фронтовика Майора (на самом деле у него обличий много, в «Волчьем небе» перечисляются его профессии в нашем мире: врач, бухгалтер, артельщик, кок на корабле, продавец игрушек…) Есть здесь и чудесные помощники – медвежонок Бобки, кукла Сары (правда, в сложной ткани повествования они могут и своевольничать, и подвергать опасности своих юных хозяев). И есть благополучное возвращение героя в свой мир – вместе с той, кого он так долго и упорно искал. И поэтому можно сказать, что «Ленинградские сказки» завершаются своеобразным хэппи-эндом.

Конечно, с самой первой книги «Дети ворона» ожидаешь, что логично было бы завершить этот цикл возвращением из лагерей родителей (хотя бы одного из них!) – ведь бывало же такое, хотя и нечасто (если кто и возвращался, то после 1953 года, после смерти Сталина, по ворошиловской амнистии). Но у автора своя жесткая логика, отвечающая суровой правде жизни. Родители ребят не вернулись. Но сестра спасена, и ребята выходят из жуткого потустороннего леса в солнечный летний мир, где возле дачи играют в волейбол, и тени недавнего страшного прошлого тускнеют, и боль утихает.

Повести свойствен рваный, нервный ритм, как прерывистое дыхание загнанных людей. Они и есть – загнанные, измученные войной, неизвестностью, тревогой за близких, тоской по погибшим. И только к концу книги, когда герои обретают мудрость, выстраданную всем жизненным горьким опытом, стиль становится спокойно-эпическим.

Яковлева, Юлия. Глиняные пчёлы: 1945 год. Ленинградские сказки: Книга пятая [для среднего и старшего школьного возраста] / Юлия Яковлева. — Москва : Самокат, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-00167-265-4.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ