Повесть Анастасии Разумовой заняла второе место во втором сезоне конкурса издательства «Белая ворона» и сейчас вышла там отдельной книгой. Это история в духе магического реализма, главная героиня которой – шестидесятитрёхлетняя Берта, уединённо коротающая дни в глухой деревне Брусничный холм. Нарушает покой Берты разве что шумный детский лагерь неподалёку. Однажды она встречает приехавшую туда девочку Марусю, и эта встреча кардинально меняет её жизнь и отношение к людям.

Анастасия Разумова. Брусничный холм
Анастасия Разумова. Брусничный холм

Необычная дружба внуков и бабушек или дедушек, школьников и стариков – распространённый сюжет в детской литературе, так или иначе осмысляющий феномен особой связи между людьми, ещё не вошедшими в колею взрослой жизни, и людьми, в некоторой степени уже из неё вышедшими. Здесь можно вспомнить и произведения Ульфа Старка, и «Друзей» Кадзуми Юмото, и знаменитую повесть Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней». «Брусничный холм» отчасти продолжает этот ряд. Шестидесятитрёхлетняя Берта старается не замечать своего одиночества, а пережившая семейную драму девочка Маруся была отправлена в недружелюбную компанию и теперь подсознательно ищет человека, который смог бы её по-настоящему понять. С другой стороны, в книге Анастасии Разумовой есть мотивы и приёмы, прежде для подобного сюжета нехарактерные.

Образ Берты нарочито противоречивый. Она бодра и деятельна, но не вылезает за пределы своей рутины, вежлива, но вспыльчива, во многом современна и при этом склонна к мистицизму. Берта живёт в глуши, смотрит блогеров, ловит рыбу и самостоятельно делает себе качели из огромной шины. Качели и становятся причиной встречи с Марусей. Ребёнок пришёл на тайное место Берты, а дети, особенно непоседы из лагеря неподалёку, ей не нравятся. Только что-то с Марусей не так, чем-то она настораживает… Робостью? Или, может, грустным взглядом? Вскоре выясняется, что Марусю в лагере травят остальные ребята. Берта не хочет мириться с несправедливостью и вмешивается, в результате чего ей приходится забрать Марусю в свой герметичный мир, где есть и уютный деревенский быт, и немного магии.

Здесь возникает, пожалуй, самая оригинальная черта книги. Повествование устроено так, что в нём очень трудно отличить метафорическое от буквального, а детский взгляд от взрослого. Поначалу даже трудно понять, кто героиня – человек или волшебное существо.

Берта появилась на Брусничном холме шестьдесят три года назад: выпала из беличьего дупла и во время падения потеряла хвост — так говорили ей в детстве. – двойственность сказочного и реального возникает уже с первых строк. Вскоре читатель узнает, что сестра Берты когда-то по собственному желанию стала кем-то вроде речного духа, и теперь разговаривать с ней можно только через кран на кухне или через другие водные источники. Такие точечные фантастические допущения, зачастую объяснимые тем или иным психологическим эффектом, приближают жанр книги к магическому реализму.

Несмотря на эпизодические вкрапления мистики, общая логика и конфликт остаются на уровне рационального. Маруся на фоне Берты выглядит героиней приземлённой. Ей хочется дружить, она знакомится с соседями и сразу находит общий язык с деревенскими ребятами. Эта деталь служит важным намёком для читателя – если тебя не принимают в какой-то компании, это не значит, что ты не будешь принят нигде. И по большому счёту книга в целом о том, что всегда есть второй шанс. Ведь и сама Берта стала замкнутой, как выяснится позже, после неудачной любовной истории. Общение с Марусей, иногда ребячливое, иногда философское, помогает Берте обрести веру в людей, а заодно осознать страх старения и ту томившую её неуверенность, которая долго скрывалась под маской взбалмошной лесной ведьмы. В этом смысле «Брусничный холм» вызывает ассоциацию с известным романом Фредрика Бакмана «Вторая жизнь Уве».

У Анастасии Разумовой получилась история неспешная, и, если говорить о недостатках, иногда кажется, будто пустоты между новыми витками основной сюжетной линии заполняются чем-то необязательным. Например, такова глава о походе в театр, где встречается наивный юмор. Стереотипными выглядят иные эпизоды с ведением блога.

Но Берта ушла в себя и уже не слушала Марусю. После пятиминутных раздумий она робко поинтересовалась:
— А с чего начать?

— С начала, — ответила Маруся, тоже задумалась ненадолго и уточнила: — Может, с нашего знакомства?

— Как я катила колесо по дороге, — добавила Берта, воодушевляясь все больше. — А потом мастерила качели. Это будет полезный туториал**, — щегольнула она словом, подслушанным у блогера-изобретателя ОбаЛенского.

Более остроумны короткие вставные новеллы – сказки Берты, которые обыгрывают сам жанр притчи. Вместо глубокомысленной философии они оказываются историями с довольно практичным посылом. Юмор в «Брусничном холме» не всегда удачен, зато лиричные описания здесь стилистически убедительны.

Осень. С губ слетает белое облачко. Ты замечаешь его и думаешь (может быть, впервые), что у тебя внутри много тепла и как это удивительно — быть таким тёплым, живым существом. Как хорошо идти по деревне, замечая всё старое, что когда-то было новым, все неяркое и тихое, исчезающее без грома и дыма: фрагменты печной кладки, камни разрушенной лестницы, обломок бревна.

Пространство серьёзного в книге в целом звучит сильнее, чем пространство иронии и комизма. И читать «Брусничный холм» стоит скорее как психологическую повесть с мистическим флёром – повесть о том, как разочарованный человек снова становится очарованным, оживает благодаря ненужной, казалось бы, заботе о покинутом ребёнке. Просто иногда вникнуть в чужие проблемы – значит изменить к лучшему и свою жизнь, и мир вокруг.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ