Илона Волынская — филолог, журналист, историк, пишет в соавторстве с коллегой, кандидатом исторических наук Кириллом Кащеевым. В издательстве ЭКСМО вышло несколько циклов их произведений: «Ирка Хортица — суперведьма!», «Детективное агентство “Белый Гусь”», «Сивир». Интерес к мистике, детективу, мифологии, проявившийся в уже опубликованных книгах, аккумулировался в серии «Потомок», первый роман из которой стал победителем конкурса «Новая детская книга».

Илона Волынская, Кирилл Кащеев. Фабрика мертвецов
Илона Волынская, Кирилл Кащеев. Фабрика мертвецов

Действие по-настоящему остросюжетного захватывающего романа разворачивается в Российской империи XIX века, чья история развивается в альтернативном русле. Власть в стране принадлежит кровной знати — потомкам славянских богов, чьи мистические умения передаются из поколения в поколение. Однако «старая кровь слабеет», и наследники зачастую неспособны в полной мере проявить те качества, которыми славились их предки.

Каково юноше, снедаемому амбициями, лишиться всех перспектив? Отец пятнадцатилетнего Мити Меркулова мало того, что не из родовой знати, женился на матушке по расчету, занимается полицейскими расследованиями, так еще и стал причиной громкого скандала, уличив в воровстве персону императорской фамилии. Последствия кажутся подростку катастрофическими: столицу придется покинуть, отцу пожалованы чин и имение в Екатеринославской губернии, где нет ни приличных портных, ни достойного общества, ни возможности получить подходящее образование и приблизиться к сильным мира сего… А Митя ценит принадлежность к высшим кругам, правильный стиль в одежде и обхождении, светские умения (чем, признаться, весьма напоминает Николеньку Иртеньева с его одержимостью комильфо). Найти общий язык с батюшкой не представляется возможным — тот решительно не желает услышать сына, весьма критично настроен и, кажется, вовсе неспособен понять устремления чада, целиком и полностью погрузившись в планы улучшения государственного устройства. Путешествие к новому имению оборачивается чередой приключений, малоприятных встреч и знакомств, которые продолжаются и в самой Екатеринославской губернии. Кажется, нового владельца здесь никто не ждал, его прибытие нарушает планы и притязания местных жителей. В хозяйствах и семействах соседей определенно не все гладко, и Меркуловы оказываются в клубке интриг, родовых тайн, участившихся нападений нежити. Митя, оскорбленный недоверием отца, пытается самостоятельно расследовать происходящее. Ситуация осложняется тем, что юноша по материнской линии — потомок грозного божества Мораны, связанного со смертью и миром Нави. Герой пытается избежать принятия своего дара, но обстоятельства все-таки вынуждают его ступить на предначертанный путь…

Это первая книга серии «Потомок» — многообещающее начало. Интриги, борьба группировок, повседневные контакты с нечистью (разномастные хищные мертвецы то и дело атакуют мирных обывателей), редкие, но вдохновляющие героев пересечения с чудесами техники в виде пароконей, паротелег, парокотов и электрического освещения, психологически точные переживания мятущегося подростка, запутанные личные отношения героев — гремучая смесь стимпанка, детектива, ужасов, фэнтези, славянской мифологии, экшна читается взахлеб.

Часть героев говорит на суржике — читатель, любящий произведения Гоголя, без труда поймет их речь, а вот новичкам предстоит потренировать и развить языковое чутье. Довольно подробные и натуралистичные описания действий потусторонних сил погружают в атмосферу, хорошо знакомую любителям ужастиков. В любом случае роман не оставляет шансов не увлечься происходящим, а задуманная серия определенно составит достойную альтернативу произведениям, написанным корифеям жанра.

Илона Волынская, Кирилл Кащеев. Фабрика мертвецов. М.: РОСМЭН, 2022. Для старшего школьного возраста.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ