Бабушки в книгах так же важны, как в жизни. И – такие же разные: поддерживающие и подавляющие, контролирующие каждый шаг и помогающие встать на крыло, любящие и едва смиряющиеся с присутствием внуков. Баба Яга, фея-крёстная, ведьма, добрая волшебница – без них, любых, мы бы были другими.

Марк-Уве Клинг. Бабушка сломала интернет
Небольшая весёлая история от современного классика детской литературы начинается с невероятного – бабушка действительно ломает интернет. Весь. «Она что-то случайно нажала, и всё исчезло». Внуки не верят в бабушкино всемогущество и наивно пытаются всё починить: говорят умные слова, перезагружают роутер… Тщетно. Старшая внучка осталась без музыки, средний внук – без космических битв с приятелем, дедушка – без любимой программы о рыбалке. Самое время начать раздражаться и всех вокруг поругивать.
Но нет. В квартире появляется заблудившийся без навигатора доставщик пиццы, мама и папа намного раньше обычного приходят с работы – и начинается настоящая жизнь: в гостиной, на радость дедушке, разливается голубое море с дельфином, ускользающим от акулы, ленивым синим китом, спасительным коралловым рифом и жгучей медузой. Концерт по заявкам, танцы под старинную, но не устаревшую музыку – кажется, все немного расстроились, когда ближе к ночи интернет починили.
Хотя благодаря бабушке, которая сломала интернет, за этот вечер каждый вспомнил, как приятно быть настоящим, а не виртуальным, держать друга за руку и смеяться. Так что, пожалуй, никто не удивится, если интернет будет время от времени «ломаться», освобождая для живого общения вечерок-другой.

Ольга Черна. Клара и 11 бабушек
Клара живёт с дедушкой Томашем, но книга – о бабушках – целых одиннадцать бабушек! – как такое возможно? Как оказалось, легко. Дедушка-трубочист однажды падает с крыши и оказывается в больнице. И просит знакомых «девочек» присмотреть за внучкой. Так Клара оказывается сначала у соседки, потом у учительницы музыки – и, одну за другой, сменяет одиннадцать пани-покровительниц. Они все очень разные, как и настоящие бабушки: грубые и вежливые, всё контролирующие и плывущие по течению, строго следующие правилам и живущие так, словно никаких правил нет. Клара то голодает, то объедается сладким, то в трактире «Чёрная кошка» разучивает песенку про головореза из «Трёхгрошовой оперы», то в нежном розовом беретике играет пуговицами, то носит из подвала уголь вёдрами, то рисует плакат с печальной курицей и идёт на демонстрацию. У каждой бабушки своя жизнь, свои представления о правильном – и Клара на несколько дней оказывается в новой обстановке.
Клара обо всё рассказывает в письмах дедушке. Тот, как может, поддерживает её: объясняет непонятное, подсказывает, что делать (хотя зачастую Клара к моменту получения письма уже принимает решение). Сначала кажется, что дедушка в больнице ненадолго – и читатель вместе с Кларой надеется, что вот-вот жизнь вернётся в своё русло. Но всё идёт не так, и в какой-то момент Клара перестаёт получать письма. Конечно, она волнуется, не случилось ли что-то с дедушкой, – и возвращается в город, чтобы наконец-то увидеть его.
Самое любопытное, что, переходя от бабушки к бабушке, радостные события и поддерживающие слова Клара принимает, а странности вроде желания одной из пани изменить ей форму носа видит именно как странности: удивляется, пытается понять – но не принимает близко к сердцу. И причина этого, мне кажется, в любви и поддержке, которыми её окружал до своего падения с крыши дедушка Томаш, – и продолжает делать это в письмах внучке.
У героев следующей книги бабушек не одиннадцать, а три. Зато все – свои, родные.

Валентина Осколкова. Жили-были три бабушки и Сбежали три бабушки
В одной не самой большой квартире («на самой окраине Москвы, где станцию метро строят вот уже семь лет, но никак не достроят» – надеюсь, уже достроили) живёт довольно многолюдная семья: папа Сергей, мама Лена, Лёшка, Гаечка и три бабушки – Тата, БабУля и Сашенька.
Семилетняя Гаечка любопытна и стремительна, знает толк в драматических паузах, мастерски лазает по деревьям, насвистывает Yellow Submarine и защищает ранцем свою репутацию самого скоростного читателя в своём первом классе. Третьеклассник Лёшка иногда кажется увальнем, но это впечатление обманчиво: разве увалень стремился бы стать джедаем (активно, с экспериментами по сооружению светового меча из подручных материалов), собирался бы в геологическую экспедицию на Дальний Восток, в космос, в тёмные глубины Мариинской впадины? Мама Лена у Лёшки и Гаечки всегда на работе – даже когда она вроде бы дома, поскольку работа у неё с собой, в ноутбуке и в голове. Папа Сергей – киношник, с непредсказуемым графиком работы и странными знакомствами и разговорами. И этот неустойчивый корабль удерживают на плаву три бабушки – Тата, БабУля и Сашенька. Они планируют и приходят на помощь, сокрушённо качают головой и заливисто хохочут, пьют таблетки, пекут блины, рассказывают сказки и пускаются в авантюры.
В книге «Жили-были три бабушки» герои в Москве: собеседование (с участием бабушек, конечно) в школу, уроки и внеурочные занятия, даже съёмки настоящего фильма! В книге «Сбежали три бабушки» бабушки, как можно догадаться, сбегают. И если в первой книге чувствуется Москва с её пробками, амбициями и влажными зимами, то во второй царят один легко угадываемый приморский город с чайками, гудками пароходов и солнцем, и нежность. И обе книги позволяют нырнуть в жизнь, где много смеха и радости, ошибки исправляются, в нужный момент появляется надёжное плечо или просыпается внутренняя отвага, а близкие остаются близкими, даже если куда-то уезжают.

Гудрун Мёбс. Бабушка! — кричит Фридер
Небольшие истории, каждая из которых начинается этой самой фразой:
– Бабушка! – кричит Фридер и дергает ее за юбку.
Сами понимаете, дел у бабушки полно. И на нетерпеливый призыв пятилетнего внука поиграть она неизменно отвечает: «Да отстань ты от меня, ради бога, внук!» или «Я — старая бабушка, а не скорый поезд».
Ребёнок обижается, злится, придумывает альтернативу. И через некоторое время обнаруживает, что бабушка втянула его в свою игру (а он и не заметил, ха-ха).
Лучше всего эти рассказы читать вместе с ребёнком.
Требует, например, Фридер от бабушки немедленно всё бросить и играть в привидения (ребёнок понимающе кивает). Бабушка не соглашается, ссылаясь на позднее время, и отправляет внука спать (понимающе кивает взрослый). Фридер обижается и уходит, но не спит, а сам с собой играет в привидение (ребёнок рад и веселится). Бабушка слышит завывания из спальни (взрослый кое-кого узнаёт в рассерженной старушке, грозно возникающей на пороге спальни). Фридер завывает потише и теперь под одеялом (ребёнок одобрительно прищёлкивает языком). Тревожно скрипит дверь, и в комнату бесшумно проникает привидение (ребёнок поёживается и льнёт под защиту надёжной руки взрослого, а взрослый удивляется изобретательности бабушки). Привидение воет и с очевидно тёмными намерениями приближается к Фридеру. Фридер — и тут вся гамма чувств буквально пятью предложениями — переходит от любопытства к острому желанию, чтобы приведение немедленно исчезло. Оно и исчезает, а вместо него в комнате оказывается бабушка. Потом бабушка и Фридер вместе колышутся в покрывалах и самозабвенно воют. Тут, скорее всего, читатели решат немедленно поиграть в привидения. И так — с каждой главой.
Понятно, что истории про Фридера и его бабушку взрослый и ребёнок видят по-разному. Ребёнок готов верить в выросшие на кусте мармеладки и в то, что бабушке действительно интересно игрушечным экскаватором раскладывать по тарелкам ужин. Ему нравится узнавать в неизвестном Фридере себя: почти все идеи Фридера ему уже приходили в голову, отличаются только детали воплощения (хотя возмущённое «Всё приходится делать самому!», например, наверняка слышали все родители пятилетних). А ещё ребёнок видит со стороны ситуацию, когда взрослому действительно некогда, но это не значит, что ребёнка не любят или не хотят понять.
Для взрослого же главная интрига — как бабушка в очередной раз сделает шаг навстречу внуку и без нотаций и ругани даст понять Фридеру, что подглядывать и обзываться — плохо, злиться — нормально, умываться языком — удел кошки, а не человека. И что для любимого человека всегда найдётся минутка-другая.

Ксения Горбунова. Ба из Долины прыгучих ручьёв
Ба из Долины прыгучих ручьёв похожа на обычную бабушку – ту, которая всегда вкусно накормит, обогреет, успокоит, подскажет. Но она же – хранительница тайных знаний, вековой мудрости – не она ли в разное время в разных странах звалась Праматерью? Много лет убежало с тех пор, теперь-то, конечно, она – бабушка. Ба. Бродит по миру, останавливается то здесь, то там. Не поучает, как надо, а как не надо. Но если забегать к ней в гости, как маленькая Лотти, первой взобравшаяся на невесть как выросший за ночь холм и познакомившаяся со старушкой, то можно узнать много нового. Странного, удивительного, непонятного.
И тогда можно будет услышать, как вздыхает и бормочет во сне холм, шуршат травой, пищат и рычат снующие повсюду дикие сказки, топает ножками по грядкам вольнолюбивый диван… как, ловко прихваченная прищепкой, хлопает на ветру впитывающая туман новая история Ба.
И, может быть, получится услышать собеседника и себя. И наконец-то договориться с тем, кто крадёт носки.
Другие статьи по теме:
- Дмитрий Сиротин. Шла по небу лошадь
- Алла Озорнина. Мозг человека
- Вудс Матильда. Девочка, кот и штурман