«Тот, кто стоит за спиной» — бодрая история, подхватывает и несёт. Начинается довольно кокетливо, я расслабилась. И зря. Что делает Веркин? Он строит страшилку на киношных штампах. Опустевшее к ночи административное здание, герой, дрожащий от ужаса в туалете, бредущий от кабинки к кабинке монстр неотвратимо приближается, а где–то гремит вёдрами уборщица. Непременное падение во время бегства от чудовища, и кровавые потоки, бегущие по стенам… Казалось бы, что тут может напугать? Да тут — самое время хихикать. Ага, сейчас. Пока читатель снисходительно ухмыляется, хитрый Веркин ему под кожу влезает. Оглянуться не успеешь (простите, само вырвалось), а уже прислушиваешься, не дышит ли кто за спиной. В общем, примерно в таком режиме я и читала: смешно/знакомо/жутко.

Эдуард Веркин. Страж водопоя
Эдуард Веркин. Страж водопоя

«Страж водопоя» — вязкий и медленный. В нём каждую веточку в итоге знаешь на ощупь, по городку с завязанными глазами пройдёшь, герои — как родные. Звук, запах, цвет, свет, влажность воздуха — всё есть. И монстры, понятное дело, тоже есть. Страшные. И не всегда те, на кого вроде бы нужно думать.

Единственное, что мне сначала показалось нелогичным, так это финалы обеих историй. Не развязки, с развязками всё отлично. Сам тип концовки. Словно показали крутой приключенческий фильм, а потом включили в зале свет, на сцену вышел лектор, и понеслось. Отнесла это на счёт адресации книги подросткам (а я — далеко не они). Вдруг, думаю, это только после некоторого количества жизненного опыта и усвоенных книг/фильмов всё очевидно, а лет в четырнадцать нужно вот так чётко всё обозначить? Но потом поймала любопытную штуку. Пока читала эти вроде бы лишние объяснения, перестала себя ассоциировать с героями (я же боялась с ними, помните, да? то есть в каком-то смысле была ими всё это время). И вот тут, во время чтения последних страниц, единение с героями испаряется. И начинается сравнение себя с ними. С теми самыми героями, которым, как себе, сочувствовал. И тут возможны открытия. Очень любопытный эффект.

Аннотация «Стража водопоя» заканчивается так: «Ребята оказались здесь одни, без родителей. И попали в искусно расставленную ловушку…». Знаете, у меня от этой книги стойкое ощущение, что если тут и расставлена ловушка, то на читателя.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ