Рано или поздно почти всем закрадывается в голову мысль о том, как было бы здорово стать кем-то другим. Более удачливым, красивым, ловким, отважным… Но, как говорил Медвежонок Ёжику, «ведь кто же кроме тебя звёзды-то считать будет?» (Сергей Козлов, «Ёжик в тумане»). Каждый из нас хорош, каждый нужен миру – именно таким, какой он есть. О сомнениях в себе, уверенности и неповторимости – в книгах этой подборки (объединённых не только темой, но и способом рассказывать: не только текстом, но и иллюстрациями).

Владимир Сутеев. Это что за птица?
Владимир Сутеев. Это что за птица?

А начнём с самой, пожалуй, известной среди родителей – «Это что за птица?» Владимира Сутеева. Гусю очень нравилось всё, чего у него не было: длинная лебединая шея, пеликаний клюв с вместительным мешком, тонкие журавлиные ноги, шикарный павлиний хвост, яркие петушиные гребешок и бородка и его же звонкое «кукареку»… Даже маленькие чёрные крылья Вороны приглянулись ему. Гусь заполучил желаемое, но счастья ему это не принесло.

Любопытно, что здесь Гусь не от неуверенности в себе мается, не от мыслей, что другие в чём-то лучше, а от зависти. В. Сутеев подчёркивает, что «был он очень глупый и завистливый». И даже честный обмен крыльями, ногами и хвостами, который вдохновенно проворачивает Гусь, не смягчает сердце автора: Гусь попадает в беду, из которой его вызволяют оставшиеся собой сородичи. Гусь возвращает всё нажитое первоначальным владельцам и снова становится обычным гусем. «И стал Гусь как гусь. Только умный и независтливый».

Даша Димитрова. Морж как морж. Ничего особенного
Даша Димитрова. Морж как морж. Ничего особенного

Морж («Морж как морж, ничего особенного», Даша Дмитриева) никому не завидует. Он восхищается другими и переживает, что недостаточно хорош – и когда-нибудь все это увидят и перестанут с ним дружить.

Всем морж хорош: упитанный, ловкий и сильный пловец… Ныряет метров на восемьдесят, на полчаса дыхание под водой задерживает, быстро плавает. У него есть огромные бивни, которые так удобно вонзать в лёд, чтобы выбраться из воды, или взывать ими грунт, чтобы найти рачков и моллюсков. Он умеет спать на плаву, вращать глазами во все стороны, не поворачивая головы. Но морж думает, что все его умения – «ничего особенного», то ли дело суперспособности его друзей и тех, с кем он хотел бы подружиться, – зоркость сов или легконогость оленей, например. И морж сомневается, что с ним интересно другим, тревожится, что друзьям в конце концов надоест его плохое зрение, неуклюжесть на суше или относительная медлительность в воде, и они перестанут играть с ним в прятки и плавать наперегонки.

Но кое-что происходит – и морж понимает, что зря переживал:

«Мне нравится, что мы такие разные. Моим друзьям со мной интересно не потому, что мы всё делаем одинаково. Каждому хорошо даётся что-то своё. И каждый может просто быть собой».

Мэгги Хатчингс, Феличита Сала. Лучший день рождения
Мэгги Хатчингс, Феличита Сала. Лучший день рождения

Тараканчик Мэгги Хатчингс и Феличиты Сала далёк от любых сомнений: он доволен собой и миром вокруг, во всех видит друзей, а происходящее трактует исключительно жизнеутверждающе.

В книге «Лучший день рождения» тараканчик, вдохновлённый рассказами о «лучшем дне рождения», принимает в праздновании самое деятельное участие, играет с детьми во все игры – а читатель ищет неприметную усатую букашку среди веселящихся. Но потом таракашка объедается, засыпает на торте и – … Представили, как громко вопит тот, кто собрался задуть на торте свечи и угоститься? Всё верно, именно так и вопит – вытаращив глаза от ужаса. Но это, знаете, ваша с художником версия. А таракашка так рассказывает: «Когда ты меня увидел, то ужасно обрадовался, даже закричал от восторга!» И он такой всегда. Дальше таракашку пытаются съесть, засасывают пылесосом и выбрасывают в контейнер на улице – но и здесь он находит поводы для радости. А потом и вовсе возвращается к мальчику, уверенный, что тот скучает по нему. И, как вы, наверное, догадываетесь, мальчик, увидев усатого, «ужасно обрадовался, даже закричал от восторга».

Мэгги Хатчингс, Феличита Сала. Лучшая школа
Мэгги Хатчингс, Феличита Сала. Лучшая школа

В книге «Лучшая школа» мальчик собирается в школу, где ему предстоит сделать доклад. Сердобольный тараканчик, которого мальчик «забыл» взять с собой, самостоятельно забирается в рюкзак – да не один, а с настоящей группой поддержки из близких родственников. Конечно, тайное становится явным, и все кричат от восторга. Несколько раз. А ещё – «творят искусство». Если читать книгу с детьми, они затаивают дыхание, ожидая, когда вот-вот обнаружится присутствие тараканьей семьи – и вместе с героями радуются и вопят от восторга.

Наташа Гурова. Маленький Лев : сказка
Наташа Гурова. Маленький Лев : сказка

В книге «Маленький Лев» (Наташа Гурова, Татьяна Глущенко) главный герой – маленький Лев, который усердно учится быть курицей, потому что растят его куры, уверенные, что он – один из них. Куры заботятся о нём, делятся собственным опытом: «когда пьёшь, клюв нужно тянуть вверх и не вываливать язык. Нужно быть красивой курочкой». Он старается, но получается у него не очень: то клюв недостаточно остёр для выкапывания червяков, то кукарекается как-то неправильно, то вместо клевания зёрен хочется рыбу ловить. И сны снятся какие-то не куриные: в них «сено растёт прямо из земли, колышется волнами от ветра, и по этому жёлтому морю бродят странные полосатые лошади, на которых надо прыгать» и «странные звери, похожие на деревья в солнечных бликах», а «у бревна, которое плавает по жёлтой реке, большие острые зубы и мощный хвост».

Подросший Лев ссорится с курами и уходит в лес. И даже находит себе в лесу друга, которого упорно причисляет к таким же неудачным курицам, как он сам. Однажды друг не выдерживает и сообщает Льву, что они – не куры. Лев не готов к таким открытиям, хотя уже давненько подозревает, что с его куриностью что-то не ладно. На некоторое время он возвращается к своим курицам, но ничего толкового из этого не выходит. И когда оказывается, что всё же Лев – не птица, курицы принимают его львиность, волнуются за него, но отпускают в свободное плавание.

Оливье Таллек. Не хочу быть белкой
Оливье Таллек. Не хочу быть белкой

Белке («Не хочу быть белкой», Оливье Таллек) просто надоело быть белкой! «И вообще, кто захочет быть белкой? Что за жизнь: целыми днями один, только и прыгаешь по веткам в поисках шишек. Нет уж, хватит. Белкой я больше не буду! Если бы меня спросили, я бы выбрал что-нибудь получше. Например, я бы стал бобром. Бобёр — звучит серьёзно. А какие они трудяги! Это все знают. Из меня бы вышел отличный бобёр».

И Белка становится бобром. Со всеми вытекающими: пилит в дружной бобриной компании зубами деревья, таскает на спине стволы, строит плотины… В конце концов Белке приходится признать, что быть бобром не так уж и весело. Но Белка не сдаётся – и решает стать оленем. Ежом. Филином. Ящером… – много вокруг прекрасных животных, чья жизнь, если смотреть со стороны, кажется гораздо легче и увлекательнее, чем жизнь какой-то белки. От точности, с которой автор ловит наши переходы от мечты к реальности, и узнаваемости переживаний Белки, переполняешься сочувствием (в том числе – к себе), а иллюстрации (ошеломлённые беличьими восторгами бобры старательно держат строй, белка-ёж и обед с ужасом смотрят друг на друга, белка-жираф бредёт по саванне) заставляют неудержимо хохотать. И когда Белка после череды разочарований «вспоминает», что быть белкой – самое то, чувствуешь радость и удовлетворение. Потому что, перефразируя Андрея Чемоданова, «никто не Белка, кроме Белки».

Сара Сарджи, Саяни Макерджи. Стой, супергерой!
Сара Сарджи, Саяни Макерджи. Стой, супергерой!

«Стой, супергерой!» Сары Сарджи и Саяни Макерджи начинается с захватывающей дух поездки на самокате:

Волшебная сила у девочки Кати:
Летит на своём скоростном самокате —
Под рыжим закатом — быстрее, чем ветер,
Не видит, не слышит: а что там, на свете?

Дреевнее, «старше, чем Рим» дерево предлагает Кате остановиться и поговорить:

Как здорово — просто остановиться,
Увидеть травинку, и камень, и птицу,
И мир будет прежний, привычный, такой же,
Но всё-таки новый. И времени — больше!

Девочка соглашается и постепенно, событие за событием, вспоминает прошедший день. Но почему-то вспоминаются всё какие-то неприятные вещи: как она упала, как опоздала на школьный автобус, не успела купить пирожок… Дерево наводящими вопросами раз за разом перенастраивает фокус внимания – и девочка видит: да, были и падения, но вообще-то день был прекрасен.

Конечно, в первую очередь «Стой, супергерой!» о том, каким удивительным оказывается мир, если не фиксироваться на неудачах, не мчаться сломя голову вперёд и вперёд, а остановиться и прислушаться. Но так же она о том, что каждый обладает своими талантами, каждый уникален и достоин восхищения.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ