Самая большая мечта третьеклассницы Нади – начать ходить. Автор не говорит, чем переболела Надя в четыре года, возможно, это был полиомиелит. Никакие процедуры не помогают, девочка с трудом передвигается на костылях. Но вот у нее появляется возможность лечиться у доктора, который изобрел удивительный аппарат, удерживающий «исправленную кость в нужном положении», так что пациенты сразу после операции начинают ходить, а не лежат месяцами в постели в гипсе. Надя попадает в далекий город за Уралом, в «Дом отважных трусишек». Так ласково называет медперсонал детское отделение этой клиники. «Это потому, что до операции-то вы все храбрые, всё вам нипочём, а сами даже укола боитесь. А чего бояться, это же на пользу делается», — говорит Наде сердобольная нянечка.

Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек
Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек

Еще в те годы, когда у нас в стране ни о каких равных правах «особых людей» с «обычными» не было и речи, не было и намека на понятие «инклюзия», Юрий Ермолаев поставил вопрос об отношении в обществе к инвалидам (тогда еще не было толерантного выражения «человек с ограниченными возможностями здоровья»). В повести выразительно показано, что такое отношение – жалостливое, брезгливое, враждебное, испуганное, а главное бестактное – больно ранит человека с ОВЗ. Надю раздражает, что прохожие на улице бесцеремонно разглядывают ее. А когда она особо назойливой тётке показала язык, та грубо огрызается: «Урод, а еще дразнится». Еще омерзительнее ханжеское сочувствие, вроде того, какое выказывает проводница в поезде, везущем Надю с мамой к доктору. «Ах ты, невезучая… Теперь вся жизнь сломлена. Кто ж такую замуж возьмёт?» Особенно жестоки дети, называющие Надю «кривулей» и «каракатицей».

По жанру это скорее школьная повесть. В ней достоверно изображен детский коллектив, который живет в непростых – больничных – условиях. Но члены этого коллектива, как и их сверстники в обычной школе, учатся выстраивать отношения, помогать друг другу, давать отпор обидчикам. Здесь возникают дружбы и первые симпатии, мальчишечьи и девчоночьи палаты обмениваются визитами. Ребята несмотря на то, что они ограничены в движениях, играют в волейбол воздушным шариком, сочиняют коллективные песенки, рассказывают анекдоты… Жизнь кипит и в больничной палате!

Здесь есть своя вредина – Галя Скульская, есть «принцесса» — очаровательная и отзывчивая Олечка, есть заводила – веселая и артистичная Джаннат. Но всех уравнивает болезнь, у каждого пациента на руке или ноге громоздкий аппарат. Поначалу вид его приводит Надю в ужас: «Варина нога была продета в два металлических кольца величиной с глубокую тарелку. Из колец торчали во все стороны блестящие спицы. А выходили они прямо из ноги и прикреплялись к кольцам металлическими зажимами, похожими на подвязки». Да, именно так выглядит знаменитый аппарат Илизарова, вернувший к полноценной жизни сотни тысяч людей. Предстоит убедиться в его целительной силе и Наде. Но поначалу нужно пройти через боль и страх операции.

В этой далекой зауральской клинике могли получить помощь люди из разных уголков огромной советской страны. Надя из Москвы, Варя – из Братска, Галя Скульская – из столицы советской Украины, Киева, азербайджанка Джаннат, Лайна – из Прибалтики…

Эта повесть – настоящая ода докторам и вообще медперсоналу, всем, кто жертвенно, другого слова не подберешь, служит делу выздоровления людей. Врачи, медсестры, нянечки здесь изображены скромными, самоотверженными, всей душой переживающими за своих пациентов. И нянечка Нина, и тётя Ганна, «директор» «всех колец, спиц, зажимов, костылей и ортопедических подушек», и сестра-хозяйка, и «врач-наркотизатор».

И доктор Вероника Ивановна, имя которой ребята, совсем как персонажи повести «Республика ШКИД», сократили до «Верив».
И, конечно, Кирилл Андреевич, главный хирург.

Писатель подчеркивает их «обыкновенность». Чудеса делаются самыми обычными людьми, вовсе не обязательно красавцами и богатырями. Нянечка Нина маленького роста, а главный врач ничем не привлекателен на первый взгляд. «Надя уставилась на него, как на волшебника из той самой сказки, которую она за все годы лечения нафантазировала себе. И ей вдруг стало обидно, что такой знаменитый и талантливый доктор ничем не выделяется из всех. Даже узнать его нельзя сразу…» И при этом, и взрослые и дети воспринимают его как волшебника. Вот Джаннат поэтично пересказывает свой сон: «Наш главный доктор в костюме джигита и на коне. А конь под ним не скачет, а перелетает через какие-то горы и реки, как птица. Точно волшебник». – «Наш главный доктор тоже волшебник, — сказала Варя».

Повесть строится на деликатном контрасте. Надя завидует молодой докторше, у которой красивые стройные ноги, ведь у нее ноги искривлены болезнью. Каково же ее удивление, когда она узнаёт, что у этой красавицы одна нога была короче и тоньше другой, но благодаря лечению выпрямилась! «Доктор-надежда» — так говорят герои книги о хирурге Кирилле Андреевиче. Он действительно возвращает и детям, и взрослым надежду и веру в лучшее.

В повести глазами ребенка показан весь больнично-операционный цикл. Показан достоверно, но мягко и ободряюще. Это не то чтобы пособие по адаптации к больнице, хотя от болезней и госпитализации никто не застрахован. Это спокойное, умное и уважительное описание того, с каким мужеством и терпением переносят испытания юные пациенты, с какой самоотдачей и бескорыстием работают медики.

В трудных ситуациях спасает добрая шутка, поэтому и юные пациенты, и врачи часто шутят, подбадривая тех, кто дрогнул от страха.

И хотя с момента написания повести медицина шагнула вперед, но человеческий страх перед болью и неизвестностью (операция – всегда риск) остался. Эта книга поможет философски и оптимистично смотреть на ситуацию болезни. Всё можно преодолеть, если рядом заботливые и понимающие люди.

Примерно до середины повествование выглядит как хроника больничной жизни, размеренная, по-своему уютная и налаженная, с маленькими радостями и приключениями юных пациентов. Но вот атмосфера книги уплотняется, возникает и нарастает высокая нота – тема подвига. Не случайно главный хирург начинает с Надей разговор о подвиге Зои Космодемьянской и молодогвардейцев (о которых, кстати, третьеклассница знает: читала, смотрела кино, чего не скажешь о нынешних школьниках). Доктор предлагает девочке пойти на рискованное, но благородное дело – согласиться на экспериментальную операцию, результат которой поможет другим пациентам, а ей самой в случае удачного исхода позволит встать на ноги не через три года, а всего лишь через год. И девочка с радостью соглашается.

Это история о нравственном выборе, который делает и Надя, и ее родители (им согласиться на уникальную операцию особенно трудно: рисковать жизнью родной дочери – этого не пожелаешь никому).

А дальше – самое болезненное для впечатлительного и эмпатичного читателя: поэтапное описание послеоперационных мытарств Нади. Это непрерывная борьба с болью, а еще – с накатывающими волной страхами и унынием. Мужество и упорство девочки, которая заново учится ходить, не может не найти отклик в сердце читателя – и ребенка, и взрослого (а книга в равной степени интересна всем возрастным категориям). «Ноги горели, как в пожаре, и до того были тяжелые, точно Надя толкала вперед огромные мешки, полные острых, раскаленных камней. При каждом толчке острые камни впивались и жгли ей ноги…»

Девочка своей целеустремленностью способна вдохновить читателей. Если проблема главной героини, искалеченные ноги, к счастью, неведома большинству читателей, то другая ее проблема – необходимость похудеть – знакома многим. Решительность Нади в борьбе с собственным аппетитом вызывает уважение и стремление подражать ей.

Есть здесь и неожиданные лайфхаки. Когда у Нади после операции начинает страшно чесаться закованная в аппарат нога, нянечка Нина советует ей: «Ты вместо ноги нос почеши. Или за ухо себя подергай, вот и отвлечешь чесотку-то». Почесывание носа оказалось неэффективным, но «почешет Надя за ухом да поясницу пощиплет, и ноге становится легче». Полезный способ психологического переключения, который может пригодиться в неприятной ситуации.

Финал повести определенно впечатлял школьников 70-80-х годов прошлого века. Надю прямо в больнице принимают в пионеры в присутствии учеников из школы, шефствующей над детским отделением клиники. Детям ХХI века придется объяснить смысл этих исторических реалий, и тем лучше – своеобразный экскурс в историю получается. Главное другое. Современный юный читатель почувствует то приподнято-романтическое настроение, которым проникнута сцена. Пионер значит первый. А Надя стала добровольцем-первопроходцем, согласившись на сложную операцию, сделанную впервые. И упорно тренировалась, не только чтобы побыстрее встать на ноги, но, и чтобы помочь врачам удачно завершить эксперимент. То есть думала не только о себе, но и о других, об общем важном деле – помочь другим больным людям быстро и эффективно излечиться.

История получилась сказочная, недаром она начинается с мечты Нади о волшебнике, который подарит ей здоровые ноги, и заканчивается тем, что эта мечта сбывается. Надя становится успешной, перспективной пловчихой (еще одна ее мечта). А в далекий город летит телеграмма: «Волшебнику хирургии от семьи Ермаковых земной поклон и пожелание новых чудес». Но даже самый маленький читатель понимает, что чудо это – рукотворное, это плод самоотверженного труда доктора и его команды. И все они – от нянечки до главного хирурга – счастливые люди. Ведь, как размышляет главная героиня Надя, «тот, кто приносит счастье другим, сам очень счастливый человек». Такой важный вывод сделает юный читатель этой замечательной повести. И, хочется верить, сам захочет найти в жизни стезю, на которой будет приносить людям счастье.

Повесть не документальна, но прообразом чудесной клиники стал известный всей стране Всесоюзный Курганский научный центр восстановительной травматологии и ортопедии. А прототипом доктора-волшебника – выдающийся хирург Гавриил Абрамович Илизаров, изобретатель аппарата для сращивания и выпрямления искривленных костей, благодаря которому сотни тысяч людей избавились от костылей и вернулись к полноценной жизни. Ныне национальный медицинский центр в Кургане носит имя своего основателя – Г.А. Илизарова.

Повесть впервые увидела свет в 1975 году, но не только не устарела, а прибрела новое звучание благодаря актуализации темы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2022 году она вышла с классическими иллюстрациями Давида Боровского, что придает ей дополнительную ценность. Ведь легендарный театральный художник, один из художественных идеологов Театра на Таганке и «Современника», находил время и для оформления детских книг. «Дом отважных трусишек» — уникальный опыт книжной графики выдающегося сценографа.

Ермолаев, Ю. Дом отважных трусишек : повесть / Ю. Ермолаев ; художник Д. Боровский. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2021. – 144 с. : ил. – (Ребята с нашего двора).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ