Обычно, когда мы говорим о книгах для детей, то в первую очередь обращаем внимание на тексты. Но крайне важны также дизайн и иллюстрации. В этой статье речь пойдёт о художниках, лауреатах всероссийских и международных премий, чьи работы во многом определяют наше восприятие сегодняшней отечественной детской литературы. У каждого из десяти иллюстраторов выбрана одна прекрасная книга. В этом обзоре мы поговорим о роли рисунков в создании атмосферы, а иногда и развитии сюжета детской книги.

Игорь Олейников. Теремок. Графическая история
Игорь Олейников. Теремок. Графическая история

Олейников, И. Теремок. Графическая история / иллюстрации автора. В «Теремке» Игоря Олейникова, лауреата престижнейшей Международной премии имени Х. К. Андерсена, канонический текст народной сказки остаётся почти неизменным. Но благодаря иллюстрациям книга погружает в современную остросоциальную историю. Домик-теремок оказывается заброшенным зданием с розетками и кучами хлама, а его жильцы-звери — бездомными или просто потерявшимися личностями. Лиса играет в электричке на баяне, волк — карманник, белочка — художница, у которой сгорела квартира. Бедные мирные животные собираются вместе, но постепенно агрессия в характере новых гостей нарастает, и под конец появляется антагонист, медведь на дорогой машине. Подзаголовок «графическая история» не случаен. Эти детали и характеры персонажей демонстрируются визуально, поэтому повествование в книге скорее «тихое», бессловесное. Несмотря на мрачный антураж, история, как и любая сказка «с намёком», прочитывается по-разному детьми и взрослыми.

Алексей Олейников. Соня из 7 "Буээ"
Алексей Олейников. Соня из 7 «Буээ» /
рисунки: Тимофей Яржомбек

Олейников, А. Соня из 7 «Буээ» / иллюстрации Тимофея Яржоьбека. Эта «трагедия в восьми уроках», опубликованная в 2019 году, сегодня кажется тем самым прорывом, который вернул в детскую литературу моду на эксперименты с формой. История семиклассницы Сони представлена как комикс в багровых тонах и бойких стихах, отчасти стилизованных под Маяковского, отчасти подражающих рэп-музыке. Не похожая на своих ровесников, словно явившаяся из недавнего прошлого Соня страница за страницей произносит желчную исповедь подростка об одиночестве, школьной травле и рутине. И едва ли драматичный монолог героини стал бы таким же эффектным, не будь у книги в хорошем смысле кричащего визуального оформления, где текст и иллюстрации невозможно отделить друг от друга. Тимофей Яржомбек колдует чуть ли не над каждой буквой, превращая высказывание Сони в лирический гипер-эмоциональный монолог.

Таня Ухова. Кузнечик
Таня Ухова. Кузнечик

Ухова, Т. Кузнечик / иллюстрации автора. Сегодня издаётся не так много «тихих книг», где совсем нет слов, а произведения без слов от российских авторов — это и вовсе редкость. «Кузнечик» Татьяны Уховой, вошедший в список ста выдающихся книг по выбору профессионального сообщества DPICTUS на Франкфуртской книжной ярмарке, выглядит ярким исключением. Нехитрый на первый взгляд сюжет о дачном отдыхе маленькой девочки превращается в увлекательный танец цветов и ракурсов. Фасеточное зрение насекомого, отсылки к классическому советскому мультфильму «Контакт», стилистика комикса, удачно дополняющая привычную книжку-картинку, — всё умещается на сорока восьми страницах. С помощью одних только иллюстраций читателям рассказывают историю о первом знакомстве с принципиально другим, но таким же живым существом, о пробуждении сочувствия и эмпатии.

Александра Литвина. Транссиб. Поезд отправляется!
Александра Литвина. Транссиб. Поезд отправляется! /
иллюстрации Ани Десницкой

Литвина, А. Транссиб. Поезд отправляется! / иллюстрации Ани Десницкой. В этом познавательном травелоге немало сведений по истории, географии и природе России. Читатель едет вместе с героями по транссибирской магистрали, задерживаясь на остановках, чтобы послушать местных жителей, посмотреть на памятники и пейзажи. Вот Ярославский вокзал в Москве, вот подстаканники в поезде, а вот уже вятская готика в Кирове и сибирские кошки в Тюмени. Иллюстрации Анны Десницкой играют здесь важнейшую роль. Объёмные, детально проработанные и чуть ли не левитановские пейзажи органично сочетаются с картами и более лаконично прорисованными людьми. Так создаётся эффект присутствия. Анна Десницкая — мастер показать красоту и глубину пространства, будь то интерьеры из «Истории старой квартиры» или ландшафты из «На краю света». «Транссиб», где есть и замкнутое пространство плацкартного вагона, и панорамы городов, получил много наград, например, диплом первой степени на международном конкурсе «Искусство книги».

Евгения Басова. Наша Земля — дышит
Евгения Басова. Наша Земля — дышит /
художники А. Кендель, В. Кендель

Басова, Е. Наша Земля — дышит / художники А. Кендель, В. Кендель. Анна и Варвара Кендель не раз участвовали в Болонской ярмарке и становились лауреатами различных премий, в том числе «Образа книги» и конкурсов Международного пекинского фестиваля. Сёстры иллюстрировали произведения Ивана Тургенева, Анны Ахматовой, Джека Лондона и Патриции МакЛахлан. В то же время одна из самых лиричных и пронзительных работ Кендель — это рисунки к сборнику из двух повестей Евгении Басовой «Наша земля — дышит». Хрестоматийная тема природы раскрывается в нарочито неровных штрихах и мазках, отчего создаётся впечатление мира расплывчатого, но на редкость трогательного, в котором будто бы растворилось исчезнувшее детство. Встречается также сложная игра со светом и сумраком в ночных сценах, и в итоге обе повести за счёт иллюстраций ассоциируются с готикой и немецким романтизмом. Их главные герои — Саша-учёный, мальчик Коля, Димка-хулиган — тоже оказываются восхищёнными природой странниками-энтузиастами, в каком-то смысле близкими эстетике «Бури и натиска».

Анна Анисимова. Музыка моего дятла
Анна Анисимова. Музыка моего дятла /
иллюстрации Юлии Сидневой

Анисимова, А. Музыка моего дятла / иллюстрации Юлии Сидневой. Творчество иллюстратора Юлии Сидневой варьируется от импрессионизма до лаконичного стиля северной сказки, как, например, в «Зимнем мастере». Особое место среди работ художницы занимает «Музыка моего дятла» Анны Анисимовой. Девочка-героиня лишена возможности видеть окружающий мир, но способна вообразить себе самые невероятные картины. Её нежная и грустная история наполнена ощущением глубокого внутреннего счастья, достижимого вопреки непреодолимым ограничениям. Рисунки здесь становятся наглядным отражением уникального восприятия. Перед нами прежде всего контуры, очертания, в них много свободы и прозрачности, что символизирует невидимый слон — остроумный и очень живо показанный плод воображения. Фантазия словно раскрашивает всё вокруг, заполняет пространство, будь то комната или улица, и в результате отдельные образы и предметы играют яркими цветами, передаются в мельчайших движениях.

Кася Денисевич. Соседи
Кася Денисевич. Соседи

Денисевич, К. Соседи / иллюстрации автора. Первоначально опубликованная в США, книга Каси Денисевич «Соседи» получила премию Калдекотта и награду для иллюстраторов на крупнейшей международной выставке детской литературы в Болонье. В чём секрет такого признания? «Соседи» — лаконичный рассказ, вместивший ностальгические мотивы и образы скромного, но обаятельного детства, когда новый дом чудится целой загадочной вселенной. Девочка после переезда постепенно привыкает к новой обстановке и задумывается о том, кто живёт за стеной. Есть ли они вовсе, эти соседи? Или это миражи? Иллюстрации дополняют осторожную рефлексию ребёнка картинами городского одиночества, разом уютного и тоскливого. Чёткие линии, нарочитый минимализм, игра с цветами — всё это превращает «Соседей» в графическую поэму о памяти и идентичности.

Антон Ломаев. Колыбельная для маленького пирата
Антон Ломаев. Колыбельная для маленького пирата

Ломаев, А. Колыбельная для маленького пирата / иллюстрации автора. Художник Антон Ломаев до этой книги был известен прежде всего иллюстрациями классики. Его «Русалочка» — совершенно по-новому прочитанная сказка Андерсена. Каждый разворот в ней представляет собой полноценную картину с оригинальным видением сюжета, в котором подводное царство выглядит куртуазным и едва ли не райским местом. В «Колыбельной для маленького пирата», получившей международную премию «Золотое яблоко», опубликованы ещё и стихи Ломаева. Для колыбельной книга не совсем типична. Тёплые дневные тона здесь встречаются с морскими волнами, из которых вырастают причудливые образы животных, рыб и растений. Как и «Русалочка», «Колыбельная» внимательна к деталям, она приближается к живописи, к сюжетно единому альбому, где главным героем становится харизматичный пират-отец, которого получилось показать одновременно добрым и слегка грубоватым.

Валя Филиппенко. Папа ищет работу
Валя Филиппенко. Папа ищет работу /
художник Елунина Лера

Филиппенко, В. Папа ищет работу / иллюстрации Леры Елуниной. «Бертик и чмух» Петры Соукуповой, «Папа ищет работу» и «Папа едет на море» Валентины Филиппенко — всё это издания с акцентом именно на текст. И все они в той или иной степени используют элементы поэтики магического реализма, что неслучайно. Иллюстрации лауреата премии «Образ книги» Леры Елуниной к этим повестям усиливают их сюрреалистичную атмосферу, выносят на первый план контрастное сочетание очевидного вымысла и бытового жизнеподобия. Изогнутые фигуры, чёрно-белые туманные сцены, ломаные и подчёркнуто неправильные силуэты — без таких рисунков «Папа ищет работу» не факт, что читался бы как ода буйной фантазии и сказочная сатира в духе Бориса Виана. Рисунки Леры Елуниной придают повести оттенок современного Зазеркалья, где взрослые оказываются детьми, а дети — творцами оригинального завораживающего мира.

Елена Репетур. Добрая Акула
Елена Репетур. Добрая Акула

Репетур, Е. Добрая Акула / иллюстрации автора. Победительница фестиваля «МОРС 2021» Елена Репетур часто создаёт персонажей нарочито нелепых, довольно экспрессивных и тонко стилизованных под героев детских рисунков. Яркий пример — «Добрая акула». В графической притче о том, каково быть непохожим на окружающих и как трудно бывает отстаивать свой уникальный характер, очень много юмора. Маленькая акула не хочет быть злой и хищной, как её сородичи. Из-за этого она даже попадает к психологу, в котором именно благодаря иллюстрациям можно увидеть отсылку к знаменитому доктору Фрейду. И подобных визуальных мелочей, образующих смешной и объёмный мир, встречается немало. Особенно запоминаются глаза акул — продолговатые, напоминающие маленькие лампочки и почти всегда белые, светящиеся опереточной кровожадностью. Сказка заканчивается остроумно, под стать общему настроению иллюстраций — маленькая героиня находит близкую себе по духу акулу, которая так же, как и она, не является хищником.

 

Библиография

Олейников, И. Ю. Теремок : по сказке В. Даля «Мышка-норышка» : графическая история: [авторская версия] / художник Игорь Олейников. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — [72] с. : цв. ил.

Олейников, А. А. Соня из 7 «Буээ» / стихи: Алексей Олейников ; рисунки: Тимофей Яржомбек. — Москва : Белая ворона, 2019. — 98 с. : цв. ил.

Ухова, Т. Кузнечик : [книжка-картинка] / Таня Ухова. — Москва : Самокат, 2019. — 48 с. : цв. ил.

Литвина, А. Транссиб. Поезд отправляется! / Александра Литвина ; иллюстрации Ани Десницкой. — Москва : Самокат, 2020. — 76 с. : цв. ил.

Басова, Е. Наша Земля — дышит / Евгения Басова ; художники А. Кендель, В. Кендель. — Санкт-Петербург : Детское время, 2020. — 112 с. : цв. ил.

Анисимова, А. Музыка моего дятла : [рассказы] / Анна Анисимова ; иллюстрации Юлии Сидневой. — Москва : Самокат, 2020. — 112 с. : цв. ил.

Денисевич, К. Соседи : [книжка-картинка] / Кася Денисевич ; [иллюстрации автора]. — Москва : Карьера Пресс, 2021. — 40 с. :цв. ил.

Ломаев, А. Я. Колыбельная для маленького пирата : [стихотворение] / автор и художник Антон Ломаев. — Санкт-Петербург : Азбука, 2018. — 48 с. : цв. ил.

Филиппенко, В. Папа ищет работу / Валя Филиппенко ; художник Елунина Лера. — Москва : Самокат, 2022. — 169 с. : цв. ил. — (Лучшая новая книжка).

Репетур, Е. Добрая Акула / Елена Репетур ; рисунки автора. — Москва : Белая ворона, 2022. — 32. с ; цв. ил.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ