Сказочник нашего времени
Эдуард Успенский подарил нам любимых литературных персонажей, без которых просто невозможно представить детство: Чебурашку и Крокодила Гену, Дядю Федора и кота Матроскина, Гарантийных человечков и Пластилиновую ворону…
Люди уходят, а придуманные ими герои никогда не стареют и остаются с нами навсегда.
22 декабря, в день рождения Эдуарда Успенского, в доме И.С. Остроухова, что в Трубниках (филиал Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля), друзья, коллеги, знакомые и поклонники вспоминали писателя, читали его стихи и исполняли любимые им песни.
– Все мы благодарим Марка Твена за двух мальчиков – Тома Сойера и Гекльберри Финна. Мы любим Пеппи Длинныйчулок, Мэри Поппинс. Обожаем Винни-Пуха и Карлсона. Но это один, два, ну три персонажа, – заметил ведущий вечера Павел Крючков, литературный критик, научный сотрудник Дома-музея К.И. Чуковского в Переделкине. – Но чтобы подарить целую толпу народных героев – такого не бывает.
Как-то раз Корнея Чуковского с днем рождения поздравляли все его персонажи: и Муха-Цокотуха, и Тараканище, и Мойдодыр. А представьте, какая компания получилась бы, соберись все вместе герои Успенского!
О своей дружбе с Эдуардом Николаевичем рассказал известный детский писатель Андрей Усачев. Они познакомились в 1985-м в журнале «Мурзилка», где Успенский вел семинары по детской литературе:
– Я принес ему какие-то свои рукописи, которые он вернул мне со словами: «Да ты можешь уже издавать книжку, и не одну».
Усачев признался, что постоянно пользуется рабочими приемами Успенского: изображает в своих произведениях друзей, вешает их портреты на стены и дает их имена пароходам и кораблям.
– Он помог огромному количеству людей, вокруг него всегда крутилась веселая карусель, – заметил Андрей Усачев. – Ему обязаны Тим Собакин, Леша Дмитриев, Марина Потоцкая. Он – человек-эпоха, наш великий сказочник.
О неравнодушии Успенского говорят и воспоминания сотрудников музея Корнея Чуковского. Когда в Переделкине решено было закрыть все мемориальные музеи и создать одну общую «писательскую» экспозицию, Эдуард Успенский написал письмо в вышестоящие инстанции, в котором резко заметил: «Вы что-то перепутали. Это только могилы бывают братскими. Музеи братскими не бывают».
Актёр и театральный режиссёр Александр Левенбук вспоминал о том, каким Успенский был в молодости: амбициозным, страстно мечтавшим состояться. И своего он добился! В их литературной компании технарей из МАИ существовали негласные писательские правила. Главный закон гласил: «Автор – изобретатель. Не изобрел – не пиши!» И этому правилу Эдуард Успенский следовал всю жизнь
Светлана Владова, редактор издательства «АСТ. Малыш», с которым писатель сотрудничал последние 15 лет, поделилась впечатлениями о работе с мастером:
– Я его ужасно боялась и оттого часто молчала, даже если была с чем-то не согласна или чем-то недовольна. Постепенно он начал различать это мое неодобрительное молчание, прислушиваться к замечаниям и пожеланиям. Всегда приглашал к себе, чтобы дать почитать новые рукописи.
В этот день звучали авторские записи стихотворений Успенского «Бабушка пирата», «Троллейбус», «Птичий рынок». Собравшиеся вспомнили, как однажды Эдуарду Николаевичу задали провокационный вопрос: «Какая самая удачная ваша строка?» Он, не задумываясь, ответил: «Лучшее, что я написал: “Зря сирот не обижай – береги патроны”». А строчка, по которой, как он считал, его должны узнавать, звучит так: «И был он иностранец, но был он молодец!» А завершился вечер любимыми песнями Эдуарда Успенского в исполнении певца и композитора Григория Гладкова и квартета «Гавань».