Ровные буквы, цифры, кружочки и линии в тетрадях – головная боль большинства родителей и горькие слезы детей. Почему у одних всегда все ровно и красиво, а у других буквы пляшут на строчках, а цифры не помещаются в клетках? Можно ли добиться каллиграфической четкости ежедневными тренировками? Существует ли в природе идеальные прописи? Как выбрать первую ручку? И есть ли прямая связь между красивым почерком и грамотным письмом? Мы задали эти вопросы специалисту – учителю начальных классов средней школы № 1411, соавтору методических пособий по формированию навыков письма «Алфавитная пропись» и «Алфавитная карусель» Ларисе Косяковой – и вместе с ней составили памятку для родителей.

1. Чтобы ребенку захотелось писать и рисовать красиво, ему должно быть интересно. Поэтому важно выбрать правильное пособие и самую лучшую (для вашего ребенка) ручку. Вопрос с ручкой решить просто – отведите ребенка в магазин, и пусть он сам себе выберет. Пусть возьмет ее в руку, покрутит и попробует что-то написать. Но не спешите покупать столь популярные сегодня трехгранные ручки и карандаши. Они комфортно ложатся во взрослую руку, а для маленькой детской ручки не всегда удобны. Первая ручка должна быть не только удобной, но и красивой. Ребенку должно хотеться ей писать, причем писать красиво.

2. Выбор пособий и прописей сегодня  настолько огромен, что легко растеряться. Помогут несколько простых советов. Обратите внимание на качество бумаги и полиграфии – бумага должна быть плотная и белая, а все линии – четкие. Рассмотрите иллюстрации – они должны быть яркие, интересные, увлекательные, но при этом цапля должна быть похожа на цаплю, кошка на кошку, а от ярких цветов не должно рябить в глазах. И самое главное – пропись должна быть составлена профессиональным методистом, который продуманно и последовательно усложняет написание элементов.

3. Ручка и пропись куплены, настало время садиться за стол. Здесь тоже мелочей не бывает – на ровность линии влияет и высота стула, и яркость света. Обратите внимание: спина должна быть прямая, тетрадь – лежать под правильным наклоном, а ручка – смотреть в плечо (или по крайней мере к этому стремиться).

4. Учить ребенка писать стоит начинать с раскрасок и штриховок. Потом важно научить его ориентироваться на листе бумаги. Найдите рабочую строку и добавочную, раскрасьте их разными цветами. Пусть ребенок попробует разделить строку пополам или найти треть. Следующий шаг – палочки, кружочки, крючочки и петельки, большие и маленькие, написанные сверху и снизу. Есть три буквы «и», «у» и «в», в которых собраны все элементы для написания почти любой буквы.

Но запомните, у каждого учителя начальных классов своя система написания букв, которой он будет обучать детей. Поэтому лучше научить ребенка писать отдельные элементы, из которых он потом легко составит любую букву по любой системе.

5. Связь между грамотным и красивым письмом безусловно существует. Если ребенок пишет четко и ровно – «а» похожа «а», «о» на «о», а «н» не спутаешь с «п», ему самому будет проще потом прочитать написанное, найти и исправить ошибку. Поэтому от ребенка нужно обязательно добиваться красивого почерка.

Но не у всех детей это получится. Почерк – отражение характера человека. Некоторые творческие натуры, например, вместо плоских букв видят объемные картинки. У таких детей в тетрадях часто буквы не умещаются на строчках или переплетаются в причудливый узор.

Не просто и тем детям, у которых нарушена связь мозга с рукой – мозг еще и подумать до конца не успел, а рука уже что-то там нарисовала.

Если вы долго тренируетесь, а ребенок все равно вылезает за линии, убедитесь, что он их четко видит. Возможно, стоит сходить на консультацию к окулисту.

На ровность букв влияют даже косички, болтающиеся у глаз, и слишком длинная челка.

6. Многие родители жалуются, что ребенок не может даже переписать правильно слово из учебника. Если у него нет никаких ментальных особенностей, то дело, скорее всего, в плохо тренированной памяти. Ребенок читает слово, а пока опускает голову, сжимает ручку, вспоминает написание первой буквы… Все, остальное слово он уже забыл.

Это можно исправить, если развивать память и наблюдательность. Пусть ребенок посчитает книги на полке или ступеньки на лестнице, а по дороге в сад или школу ­– фонарные столбы или сколько вы встретили зеленых машин.

7. Чтобы ребенок красиво писал, обязательно нужно развивать мелкую моторику. Подойдет все – пластилин, клей, ножницы и цветная бумага. А можно просто попросить ребенка помочь по дому. Пусть он помоет посуду, почистит яйцо или картошку. Предложите ему самому пришить пуговицу или зашить дырку на штанах.