Литературно-просветительский проект «Мастерство жестового рассказа», получивший грант президента РФ, призван создать условия для самореализации личности глухого ребенка и подростка, развить мотивацию к чтению, изучению русского языка, лучше овладеть грамотной речью и изящно излагать свои мысли, на родном жестовом языке и в письменной речи.

Проект состоит из двух этапов и направлен на встраивание подростков с проблемами слуха в активный социум с одной стороны и приближение социума к глухим людям, с другой стороны.

Основная задача первой части – показать детям и подросткам, что чтение является неотъемлемым условием повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности. Программа обучения разработана для двух возрастных категорий и состоит из десяти занятий для детей 8-12 лет и десяти занятий для подростков 13-17 лет с участием наставников из числа родителей, библиотекарей, учителей. На занятиях дети узнают о способах адаптации печатного текста на язык жестов и методах художественного повествования на РЖЯ по трем направлениям: сказка, художественный рассказ, литературный анекдот, а также знакомятся с основами видеосъемки и видеомонтажа для проведения съемки и размещения роликов с выразительным чтением литературных произведений на русском жестовом языке (далее – РЖЯ).

Мастерство жестового рассказа

Для детей и подростков из Москвы занятия проходят на площадках партнера проекта Российской государственной детской библиотеки (далее – РГДБ), а для детей и подростков из регионов РФ в формате вебинаров.

Вебинары можно просмотреть в записи на YouTube канале РГДБ.

Мастерство жестового рассказа

Программы занятий для двух возрастных групп детей и подростков разработана специалистами, находящимися внутри социокультурного сообщества глухих и в совершенстве владеющими РЖЯ. При проведении занятий учитываются лингвистические особенности восприятия текста глухими и слабослышащими детьми и подростками. Дарья Семенова (преподаватель русского жестового языка) ведет занятия по направлению «сказка»; Александр Сидельников (преподаватель русского жестового языка, актер кино, журналист) – по направлению «художественный рассказ», Виктория Берлизова (дипломированный гид-экскурсовод, носитель русского жестового языка) – «литературный анекдот». Занятия проходят на РЖЯ с синхронным переводом на русский разговорный язык, который выполняет Марина Чернова (председатель АНО «Слышащие дети в семье глухих»). Записи также снабжены титрами.

Ролик, демонстрирующий, как проходят очные занятия по программе «Мастерство жестового рассказа»

Для родителей глухих детей, а также педагогов мы рекомендуем вебинар Екатерины Савченко (преподаватель русского жестового языка, глухая мама двоих глухих детей) «Как приобщить к чтению глухих и слабослышащих детей и подростков» В ходе вебинара Екатерина рассказывает о том, как важно для глухого ребенка дружить с книгой и как осознанное чтение помогает социальной адаптации. Каким образом на практике заинтересовать глухих и слабослышащих детей чтением. С какого возраста нужно начинать читать книги ребенку. Какие приемы и техники использовать для получения стойкого интереса к литературе, с учетом лингвистических особенностей глухих и слабослышащих детей.

Мастерство жестового рассказа

В феврале 2023 года начнется второй этап проекта, который будет направлен на применение полученных знаний в ходе занятий на практике в рамках Всероссийского конкурса «Лучший рассказчик на РЖЯ» по номинациям сказка, литературный анекдот, художественный рассказ для двух возрастных групп 8-12 лет и 13-17 лет. Из лучших видеоматериалов, созданных участниками конкурса, будет создан литературный видеосборник с лучшими сказками, анекдотами и рассказами на РЖЯ. Победители конкурса вместе с сопровождающими будут приглашены в Москву для участия в церемонии награждения и в литературном соревновании «Баттл РЖЯ», в котором команды участников продемонстрируют мастерство жестового рассказа.

Об условиях участия во Всероссийском конкурсе «Лучший рассказчик на РЖЯ» мы сообщим позже.

Мастерство жестового рассказа

Литературно-просветительский проект «Мастерство жестового рассказа» реализуется Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» совместно с АНО «Слышащие дети в семье глухих» и Российской государственной детской библиотекой с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Главный информационный партнер проекта – Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих».

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ