• 23 октября 2019
  • Автор:
  • Фото:Предоставлено организаторами Всероссийского литературного конкурса «Класс!»

Питательный раствор для гениев

Написать не сочинение, а полноценный художественный рассказ – такое задание предлагают выполнить школьникам 8-11 классов c 5 ноября до 29 февраля. На жеребьёвке всероссийского конкурса «Класс!» уже объявили 6 тем, по которым юные авторы создадут произведения объёмом до 10 000 знаков. Членами жюри этого года стали уже опытные писатели и преподаватели: Ольга Славникова, Майя Кучерская, Дмитрий Быков, Эдуард Веркин, Марина Степнова и Олег Швец.

«Класс!» задумывался как эксперимент, и после первого удачного опыта в нём примут участие уже 20 регионов России: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Саратов, Пермь, Нижний Новгород, Тула, Орел, Рязань, Тюмень, Тверь, Ростов-на-Дону, Владивосток, Хабаровск, Ставрополь, Майкоп, Волгоград, Коми, Красноярск, Краснодарский край. На пресс-конференции заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев отметил, что цель проекта – не только мотивировать подростков профессионально заниматься литературой, но и «зажечь сердца» всех тех, кто с ней связан: библиотекарей, журналистов и учителей-словесников. Последние действительно играют в конкурсе особую роль. Школа выдвигает три лучших произведения в региональную комиссию писателей и критиков. То есть тому, кто хочет отправить рассказ на одну из предложенных тем, нужно сперва показать его учителям. Региональные комиссии огласят 60 лучших рассказов, а их авторов будут ждать мастер-классы и лекции известных писателей. Во время занятий с профессиональными литераторами финалисты будут писать этюды, чтобы жюри лишний раз убедилось в их самостоятельности.

Что касается тем этого года, то их определили не совсем с помощью жребия. В результате школьникам нужно отталкиваться от одной из шести ситуаций-образов, предложенных членами жюри конкурса:

  • Ключ потерялся (Майя Кучерская)
  • Вот мне и тридцать (Дмитрий Быков)
  • Третий сон седьмого айфона (Марина Степнова)
  • Мамин муж, папина жена (Ольга Славникова)
  • День, когда всё изменилось (Олег Швец)
  • Прыжки в высоту (Эдуард Веркин)

«Я старалась, чтобы все темы были максимально широкими и каждую историю можно было бы рассказать в любой тональности и в любом жанре. Учитывая, что сегодняшнее поколение – это поколение гаджетов, думаю, юным авторам будет, что сказать о таком «пожилом» седьмом айфоне… Порассуждать об уважении к старости, в конце концов», – поделилась Марина Степнова. Ольга Славникова в свою очередь признала, что её тема по сложности не уступает проблемам взрослых произведений: «Первое, что приходит в голову, – семейная драма, но на самом деле мамин муж и папина жена могут оказаться кем угодно, от инопланетян до следователей. Но в целом здесь нужна зрелость, чтобы раскрыть всё без надрыва и обыгрывания своих травм».

Действительно, предложения жюри не накладывают никаких ограничений и представить тему можно как угодно, но Эдуард Веркин всё равно решил не сбивать юных литераторов своими интерпретациями. «Честно говоря, я не знаю, что писать про прыжки в высоту, я не думал об этом. Это же для участников, вот пусть они сами решают», – прокомментировал свою тему автор «Острова Сахалин».

Олег Швец и вовсе провел опрос среди своих учеников, чтобы предложить именно то, что интересно им: «„День, когда все изменилось“ – это и взросление, и изменения подрастающего организма, и перемены в семье, все, что может вдохновить каждого».

Кроме жеребьёвки, организаторы успели обсудить и ещё не решённые проблемы. Поскольку работы на «Класс!» может номинировать только школа и только в 20 регионах, многие желающие не смогут в нем участвовать. Однако Владимир Григорьев выразил надежду, что в будущем конкурсу удастся охватить все субъекты РФ без исключения. Когда же речь зашла о целях и задачах состязания, все единогласно пришли к выводу, что важно не просто найти таланты, а вырастить их. Именно поэтому победителей «Класса!», кроме призов и грамот, ждут занятия в литературной смене в «Сириусе», бесплатные курсы в Creative Writing School, а также публикация в сборнике и в СМИ.

«Таланты не растут на каменистой почве, не бывает крупных авторов без соответствующей литературной среды, без дружеского сообщества, – заметила председатель жюри Майя Кучерская. – Вероятно, у нас не было бы Пушкина без его друзей-лицеистов, преподавателей и наставников, которые помогали его становлению. Конкурс как раз направлен на формирование такой творческой среды для молодых прозаиков. Кроме того, «Класс!» – один из способов просветительской работы и борьбы с неграмотностью, ведь подростки, которые много пишут и читают, совсем иначе относятся к языку. И именно владение языком, его образность и свобода – и есть главный критерий оценки работ на конкурсе. Не менее важно отношение автора с сюжетом: его увлекательность, умение рассказать историю и придумать яркого живого героя».

С положением конкурса можно ознакомиться на сайте.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ: