26 августа в издательстве «Бомбора» выйдет оригинал одного из самых популярных юмористических текстов советского самиздата, происхождение которого долго приписывали Даниилу Хармсу.

«Лев Толстой очень любил детей. Псевдо-Хармс» — это первый полный сборник известных в 70-е годы анекдотов о классиках литературы. Впервые публикуется с авторскими иллюстрациями.

Сборник анекдотов «Лев Толстой очень любил детей»

Крылатые фразы «Лев Толстой очень любил детей», «тут всё и кончилось», «и уехал он в Баден-Баден» вошли в обиход благодаря анекдотам о Лермонтове, Гоголе и других классиках. Эти анекдоты появились в начале 70-х. Их читали в самиздате и пересказывали друг другу на кухнях. Народная молва приписала авторство Хармсу, а настоящее происхождение анекдотов долго оставалось неизвестным.

Официальный конец литературной мистификации наконец кладет искусствовед и писательница Софья Багдасарова (знакомая читателям по бестселлерам «Апокалипсис в искусстве», «Омерзительное искусство» и «Воры, вандалы и идиоты»). В новой книге она рассказывает историю создания знаменитых анекдотов «псевдо-Хармса»: о том, как в 1971–1972 годах два художника — Владимир Пятницкий и Наталья Доброхотова-Майкова — без серьезных намерений забавлялись шутками над русскими писателями. Они записывали хохмы и рисовали картинки в блокнот, а потом зачитывали друзьям.

Так родился сборник «Весёлые ребята». Затем один знакомый взял рукопись почитать, другой размножил, третий перепечатал на машинке. Текст ушёл в самостоятельное плавание сначала по столицам, а затем и по всей стране. Имена авторов быстро затерялись: титульный лист канул в Лету при бесчисленных воспроизведениях.

В этой книге Софья Багдасарова рассказала, почему «Весёлых ребят» стали считать делом рук Хармса, как связаны с анекдотами Бродский, Ерофеев, Лимонов и Солженицын, и при каких обстоятельствах подлинное авторство было восстановлено публично.

И, главное: данная книга является первым полным изданием самих анекдотов, в состав которой, вдобавок, вошли:

  • факсимиле оригинала рукописи с авторскими иллюстрациями. Рисунки публикуются впервые и делают истории ещё более забавными,
  • подробные комментарии, раскрывающие секреты шуток и аллюзий,
  • литературоведческие и искусствоведческие статьи о значении этого юмористического труда для российской культуры,
  • воспоминания поклонников: от Андрея Кнышева и Ксении Богомоловой до Александра Иличевского.

Сборник будет интересен тем, кто помнит эти небольшие забавные истории о Пушкине, Тургеневе и компании. И ещё интересней тем, кто никогда их не слышал: книга откроет двери в альтернативный мир литературы позднесоветской эпохи и даст новый ключ к пониманию родной культуры.

Софья Багдасарова — автор-составитель этой книги, искусствовед, писательница. Автор трёх бестселлеров, один из которых — «Апокалипсис в искусстве» — вошёл в лонг-лист премии «Просветитель» в 2020 году. Блог Софии признали «Лучшим ЖЖ блогом — 2017».

Наталья Доброхотова-Майкова — российская художница, переводчик. Много лет сотрудничала с журналом «Пионер». Работала в издательствах «Молодая гвардия», «Детская литература», «Аванта+» и другими.

Владимир Пятницкий — советский художник-нонконформист. С конца 1950-х входил в круг московских «неофициальных» художников. Участвовал в квартирных выставках и большинстве экспозиций нонконформистского искусства, включая знаменитую «Бульдозерную выставку».

Фото в заголовке С. Прокудина-Горского

(Сообщение опубликовано на портале «Культура ВРН» (Воронеж) 30.07.2020)

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ