• 29 ноября 2018
  • Автор:
  • Фото:Иллюстрация Игоря Олейникова к сказке «Теремок. Графическая история»/пресс-служба РГДБ

Где начинается завтра

Раз в году, на рубеже осени и зимы, в центре столичной жизни оказывается литература. Происходит это словно по волшебству – покупки начинают обсуждать в основном книжные, выступления – в основном писателей и учёных, а самыми удачливыми становятся бесплатно попавшие в Центральный Дом художника на Крымском Валу. Non/fiction не единственная книжная ярмарка, но почему же именно она притягивает всеобщее внимание?

Рациональный вариант ответа на этот вопрос предложил на торжественной церемонии открытия руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Он отметил, что Non/fiction словно бы позволяет заглянуть в будущее, ведь многие из представленных книг датированы ещё не наступившим 2019 годом. И гость выставки чувствует себя путешественником во времени. Впрочем, не только во времени. На церемонии открытия выступали итальянские дипломаты и деятели культуры – в этом году родина Данте и Умберто Эко стала почётным гостем фестиваля. На втором этаже итальянским книгам посвящена большая мраморная аллея-стенд, а на третьем сразу две экспозиции – «Детская иллюстрация. Итальянское мастерство» и русская иллюстрация к итальянской детской книге.

Non/fiction – это традиционно не только ярмарка, но и выставка, недаром проходит в Центральном Доме Художника, а в этом году иллюстрация и вовсе играет здесь первую скрипку. Всё больше своих стендов у издателей комиксов, а международная программа художников «ДНК книги» впервые за всю историю продлится два дня – 1 и 2 декабря. А в залах «Территории познания» перед нами открывается «визуальный мир детства» – главная тема детской программы этого года. Тут сходят со страниц и встают в полный рост герои Бориса Заходера. Книга о Винни-Пухе превращается в игровую площадку, а стихи о причудливых животных и далёких экзотических странах загадывают прохожим загадки. Выставка «12 миров» – иллюстрации чешских художников, среди которых готические работы Павла Чеха и минимализм Давида Бёма, автора книги «Как устроен музей». Отдельный зал посвящён сказке «Теремок. Графическая история» Игоря Олейникова, обладателя золотой медали Андерсена этого года. Герои нового Теремка – обитатели наших реалий: лиса поёт песни в электричке, зайца-исследователя выгоняет из дома зайчиха, волк – карманник, а медведь скрывается в салоне огромного лимузина. Текст при этом почти не меняется, но сама история на фоне новых иллюстраций приобретает совершенно иной, трагический характер и социальный подтекст.
Сама ярмарка тоже каждый раз меняется по содержанию, хотя, казалось бы, на детском этаже на своих прежних местах собрались все те же издательства, что и в прошлом году. Наверное, так и создаётся магия – почти домашняя атмосфера, когда хозяева издательств сами стоят за прилавками и рассказывают покупателям о своих книгах, а потом ходят друг к другу в гости, чтобы пообщаться в неофициальной обстановке.
На этом фоне печальным может показаться тот факт, что ярмарка проходит в ЦДХ в последний раз. В 2019 году Non/fiction откроется уже на другой площадке – в выставочном зале «Манеж». Словно бы прощанию с уже полюбившимся местом посвящён и юбилейный стенд «Самоката»: 15 книг, представленных в разные годы на Non/fiction, символизируют 15 прожитых издательством лет. «Мы привыкли к нашему детскому этажу. Что будет на новом месте, пока непонятно», – говорит PR-директор «Самоката» Мария Орлова.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ: